среда, 14 мая 2014 г.

Эффект прожектора

 
 Недавно ко мне обратилась руководитель компании со следующей проблемой: она никак не может принять решение, уволить или нет одну из своих сотрудниц? Дело в том, что от клиентов компании, которых обслуживала данная сотрудница, стали регулярно поступать жалобы, которые руководителю компании приходилось разрешать лично. Ухудшились отношения в коллективе. На общих собраниях наша сотрудница неоднократно позволяла себе нелестно отзываться о решениях принимаемых руководителем, стала настраивать других сотрудников против руководства.
  Однако, увольнение повлечёт за собой серьёзные проблемы для организации: нужно будет подобрать подходящую кандидатуру на замену, обучить, аттестовать и т.д. А в это время, остальные сотрудники будут работать с повышенной нагрузкой, что не может не сказаться на качестве обслуживания клиентов. Кроме того, бизнес компании весьма специфический и готовых специалистов в данной сфере не готовит ни одно учебное заведение.
       Что бы вы посоветовали? Увольнять или нет?
   Я полагаю, что большинство из читателей, почувствовали себя достаточно информированными, чтобы уже начать давать советы. Возможно кто-то из вас посоветовал бы уволить незамедлительно. Другие, порекомендовали вначале найти замену, а потом уже принимать решение об увольнении. Наверное среди вас нашлись бы и те, кто посоветовал дать сотруднице ещё один шанс на исправление.
     Если вы сосредоточитесь на тех мгновениях пока вы обдумывали, то поразитесь тому, как быстро сформировалось ваше решение.
   По мнению лауреата Нобелевской премии по экономике Дэниэла Канемана: "замечательный аспект психической деятельности - то, что мы редко ощущаем себя в затруднении. Нормальное состояние нашего ума подразумевает, что у вас есть интуитивное мнение почти обо всём, что встречается на пути.
      Люди начинают нравиться или не нравиться вам задолго до того, как вы получаете достаточно информации о них. Сами не зная почему, вы доверяете или не доверяете незнакомцам или, не проводя никакого анализа, просто чувствуете, что предприятие непременно окажется успешным".
    Д. Канеман считает: мы торопимся с выводами, поскольку придаём слишком большое значение доступной взгляду информации и не обращаем внимания на то, что скрыто от глаз. "То, что я вижу, - это всё, что здесь есть". Придерживаясь данной метафоры мы с вами можем говорить об "эффекте прожектора" (вспомните как на сцене луч прожектора концентрирует ваше внимание на тех деталях которые попадают в конус света).
      Вышеприведённый пример, яркая иллюстрация "эффекта прожектора". Получив, от меня, минимальную информацию: стала хуже работать, поступают жалобы от клиентов, ухудшилась атмосфера в коллективе, руководитель может её уволить, - вы сразу же начали делать выводы и предлагать решения.
     Но ведь "прожектор" высветил лишь небольшое пятно. За пределами "светового конуса" всё покрыто мраком. Наверное в описанной ситуации следовало бы задать ряд очевидных вопросов. Например, вместо того, чтобы увольнять сотрудника, почему бы не изменить её должностные обязанности или перевести на новую должность, которая будет лучше соответствовать типу личности нашей сотрудницы. 
     А теперь копнём поглубже. Кто или что заставляет вас думать будто впечатление руководителя о нерадивой сотруднице соответствует истине? Вдруг она отвратительный менеджер?
   Почему появились дополнительные вопросы? Потому-что мы стали перемещать наш прожектор из стороны в сторону, и ситуация получила другое освещение. Пока мы этого не делаем, невозможно даже надеяться, что принятое решение будет оптимальным. Тем не менее мы регулярно забываем о прожекторе и предпочитаем находиться в узком пятне света.
    Можно ли преодолеть "эффект прожектора"? И если да, то как это сделать?  Об этом вы узнаете из следующих заметок, следите за обновлениями блога. Продолжение следует...
    
   Нет времени отслеживать обновления? Боитесь пропустить важную и полезную информацию? Не отчаивайтесь. Выход есть! Подпишитесь на обновления и вы точно не упустите ничего важного. Как это сделать? Просто введите ваш адрес электронной почты в раздел: "Подпишитесь на обновления блога" и нажмите на кнопку "Submit"

      P.S. Испытываете трудности в принятии оптимальных решений, хотите задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, поделиться результатами выполнения заданий, обсудить заметку с автором, пишите мне лично по адресу: alexpokrov72@mail.ru (письмо можно отправить прямо с этой страницы) или оставляйте комментарии в блоге.

    P.S.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег, друзей или клиентов, может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку на данную заметку. Вы также можете рекомендовать эту заметку в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку.

Комментариев нет: