Уважаемые читатели, в сегодняшнем обновлении блога я хочу представить вашему вниманию статью Святослава Бирюлина, которая опубликована в журнале "Секрет фирмы". С моей точки зрения мнение автора во многом спорно, а использованные формулировки являются чрезмерно жёсткими, но с эффектом Даннинга - Крюгера, попадание 100%.
Тучные годы сыграли коварную
шутку с рынком труда в России — самоуверенность и амбиции стали цениться
больше, чем интеллектуальные способности.
Эффект Даннинга — Крюгера
В условиях
кризиса спрос на эффективных управленцев растёт, но взять их неоткуда — эффект Даннинга-Крюгера проявляется у нас в стране
наихудшим образом. Это явление можно описать так: люди, изначально образованные
и развитые, склонны к рефлексии, обдумывают свои успехи и неудачи — они
признают, что другие люди могут быть успешнее, умнее и профессиональнее их. Как
следствие, они склонны к саморазвитию, но часто занижают свои способности,
считая других более компетентными. Это очень мешает им стать успешными
предпринимателями и руководителями.
На старте
любого бизнеса здоровая переоценка собственных сил и возможностей играет
полезную роль, мотивируя рискнуть и начать, тогда как попытки всё просчитать
заранее лишь снижают решимость. Потому среди бизнесменов редко встречаются
интеллектуалы. И наоборот, люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают
ошибочные выводы, принимают неудачные решения, но при этом не способны
осознавать свои ошибки в силу низкого уровня квалификации. Иначе говоря, умные
люди страдают от заниженной самооценки, а дураки, не осознающие собственной
глупости, остаются дураками.
Эффект
характерен не только для России. Самоуверенные дураки пробиваются на
топ-позиции по всему миру. Но с учётом особенностей российского рынка труда
именно для нашей страны эффект имеет тяжёлые последствия. В развитых странах
число условно «умных» кандидатов на рынке труда растёт благодаря серьёзной конкуренции.
Например, в недавнем комплексном исследовании The HAYS Global Skills Index
2015 указано, что в России уровень «несоответствия потребностей
бизнеса и умений работников» достаточно высок — 5,5 балла. Для сравнения: в
Германии этот показатель составляет 3,3 балла, в Швейцарии — 3,6, в Голландии —
3,8.
В
Великобритании и США показатель существенно выше — 9,7 и 10, но это объясняется
тем, что в Великобритании недавно возобновился экономический рост, что
подтолкнуло вверх спрос на любых сотрудников (что России, надеюсь, ещё
предстоит через пару лет), а высокий американский показатель объясняется
«охотой за головами» в нескольких отраслях (прежде всего в IT-сфере), вызванный
бурным технологическим ростом. Даже не имеющие внутренних мотивов для роста
кандидаты получают внешний стимул к развитию, так как не могут получить
высокооплачиваемую работу без знаний, подкреплённых реальными дипломами, и
реального опыта работы. Доля ручного труда в ВВП постоянно снижается, а вместе
с ней тают шансы на благополучное будущее у низкоквалифицированных сотрудников.
Например, в
2011–2012 учебном году, согласно данным журнала Fortune, в США дипломы магистра
в области бизнеса получили 192
000 человек. Родители тинейджеров уделяют много времени образованию своих
детей, они готовят их к жизни в мире, где необразованный индивид рискует
остаться за бортом цивилизации, а взрослые кандидаты тоже вынуждены постоянно
искать способы повышения своей квалификации.
Пора за парту
Иначе в
России. Начиная с 1990-х годов рынки товаров и услуг здесь росли в разы
быстрее, чем квалификация кандидатов на рынке труда. Зарплаты увеличивались
быстро, карьеры делались стремительно — люди с квалификацией клерков садились в
директорские кресла. Вынужденная необходимость компаний покупать недостаточно
квалифицированный труд по завышенной цене создало у участников рынка труда
неадекватные представления о качестве своего труда и его стоимости, лишив их
тем самым стимулов к дальнейшему развитию.
Среди
кандидатов на высокие должности множество тех, кто не сознаёт того факта, что
на самом деле они неквалифицированны. На рынке труда полно кандидатов в
топ-менеджеры с мышлением и управленческими навыками уровня менеджеров среднего
звена. И надежды на то, что они осознают собственную потребность в развитии,
никакой — все понимают, что и так рано или поздно найдут себе работу с желаемой
зарплатой. Невысокие темпы прироста безработицы (5,8% против 5,2% в 2014 году,
по данным HAYS, — совсем немного, сопоставимо с Германией и Великобританией) —
тому свидетельство.
На практике
это означает, что компаниям не стоит надеяться на улучшения на рынке труда,
несмотря на кризис. Количество компетентных, опытных сотрудников на рынке труда
в ближайшие годы не увеличится. На автоматизацию денег у предприятий не будет,
и взять их будет неоткуда (нет ни прибыли, ни кредитов), а волна сокращения уже
прошла в течение 2015 года, выплеснув на рынок труда некачественный и ненужный
персонал. Но найти «качественных» людей не стало проще. По данным Kelly Services, специалисты «неохотно меняют
работу из-за нестабильной экономической ситуации в стране и поэтому их стало
сложнее привлекать».
И потому
компаниям не останется ничего другого, кроме как развивать и удерживать
существующий персонал — заменить его, скорее всего, в ближайшие годы будет
некем. Дополнительно поиску кадров будет мешать непомерно выросший в последние
годы престиж работы в госкомпаниях — идеальным местом работы наши студенты назвали «Газпром». Правительство обсуждает сокращения
в некоторых категориях госслужащих, но это лишь пополнит ряды соискателей
немотивированным и низкоквалифицированным персоналом.
Тучные годы
сыграли коварную шутку с рынком труда в России, позволив эффекту Даннинга —
Крюгера чрезмерно развиться. Быстрый рост подогрел рынок труда и создал
возможность для карьерного роста без усилий и знаний, ещё больше обесценив идею
саморазвития и образования. Ошибочно принимая высокие показатели, обеспеченные
растущим рынком, за собственные достижения, малообразованные и скверно
обученные предприниматели и сотрудники ещё долго будут переоценивать свои
знания и опыт и в кризис предпочтут сетовать на судьбу или внешние
обстоятельства.
Автор — совладелец и основатель компании Sapiens Consulting
Фотография на обложке: DreamWorks SKG
Комментариев нет:
Отправить комментарий