Поскольку мой блог называется «Эффективное
управление», то, наверное, настало время поговорить о том, а что же такое
эффективное управление и, самое главное, как померить эту пресловутую эффективность?
Начнём мы с краткого обзора современных подходов к оценке эффективности.
В настоящее время «эффективность» относится к
одной из распространённых категорий, которая широко и многообразно используется
в различных сферах организационной деятельности. Призыв повысить эффективность
становиться ключевым в деятельности любых современных организационных систем.
Проведённый мной анализ литературы, посвящённый
проблемам эффективности, показал, что существует несколько методологических
подходов к оценке эффективности организации. При этом специфика той или иной
методологии определяется главным образом в различии видения самой организации,
понимания её места и роли в социальной и природной среде.
В соответствии с наиболее ранним подходом к оценке
эффективности организация рассматривается как целенаправленная система
созданная, для достижения специфических для каждой организации целей.
Эффективность организации при таком подходе
рассматривается как степень достижения её целей.
При другом подходе к оценке эффективности,
последняя определяется, как способность организации использовать среду для
приобретения редких и ценных ресурсов. По мнению авторов данной концепции, чем
выше способность организации использовать окружающую среду для получения необходимых
ресурсов, тем выше её эффективность.
Третий подход к оценке эффективности
базируется на изучении внутренних процессов в деятельности организации. В
рамках данной методологии эффективной будет считаться такая организация, в
которой отсутствует напряжённость между подразделениями и между сотрудниками,
члены организации сплочены, внутреннее функционирование организации стабильно,
соответствует общепринятым нормам, информация передаётся без искажений в
различных направлениях и т.д.
Четвёртых подход рассматривает эффективность
через призму удовлетворённости основных клиентов и заказчиков. Организация
эффективна настолько, насколько хорошо она отвечает требованиям и ожиданиям
основных групп клиентов или насколько велика степень удовлетворённости
указанных групп.
Пятый подход предполагает рассмотрение
организации как естественной социально-технической системы. Повышение
эффективности организации обеспечивается путём совершенствования структуры и
минимизации затрат на переработку ресурсов в продукты.
Некоторые специалисты в области управления
предлагают подходить к определению понятия эффективность описательно, определяя
его как качественную характеристику. К примеру, автор книги «Семь навыков
высокоэффективных людей» Стивен Кови, понятие эффективность рассматривает с
позиции правильного управления, а также развития умственного, эмоционального,
лидерского и управленческого потенциала личности. Звучит красиво, но непонятно,
что такое «правильное управление» и «эмоциональный потенциал личности» и самое
главное, как они влияют на эффективность.
Традиционные представления об эффективности
(для социально-экономических систем) в основном сводятся к соотношению объёмов
выпущенного продукта и понесённых на него затрат. Из этого можно сделать вывод
о наличии двух путей для повышения эффективности организации: первый –
увеличивать объём выпуска продукта, а второй – сокращать затраты на его
производство. В этом случае эффективность фактически становиться синонимом
рентабельности. Но можно ли через рентабельность сделать вывод об
эффективности? Попробуйте, используя критерий рентабельности,
ответить на вопрос: «Кто более эффективен? Маленькая булочная с рентабельностью
40% или нефтяная компания с 15%.
Таким образом, показатель рентабельности абсолютно
нам не подходит в качестве средства измерения эффективности.
Одним из синонимов эффективности является успех.
А где мы можем наиболее ярко увидеть успех? На войне и в спорте. Победил в
сражении – это успех. Прибежал быстрее других, прыгнул выше и т.д. – тоже успех.
Но, что есть успех в бизнесе? Наверное, тоже, что и в любом другом виде
деятельности, - достижение поставленной цели. Однако возникает вопрос: как
измерить успех? Поскольку в бизнесе как на войне или в спорте, главное – это достижение
результата, то первым измеряемым показателем успеха – будет результативность,
то есть мера достижения цели. Согласитесь, что перепрыгнуть яму на 100% или
только на 95% две большие разницы. Полководец Пирр победил в сражении,
результат налицо. Но при этом он произнёс одну довольно странную фразу: «Ещё
одна такая победа, и мы погибли». Если ты победил, т.е. абсолютно
результативен, то при чём здесь гибель? Как оказалось победа досталась Пирру
слишком дорогой ценой и состояние победителя было ничуть не лучше побеждённого.
Отсюда и пошло выражение «Одержал Пиррову победу» - доставшуюся ценой неоправданных
потерь. Следовательно, нам необходим ещё один показатель эффективности.
Победа есть, цель достигнута, но какова цена
победы. Появляется второе измерение успеха – цена победы. Что бы быть успешным
(читай эффективным), необходимо не только добиваться результата, но делать это
за минимально возможную цену.
Поэтому второе измерение успеха, называется
экономичность, - уровень цены, заплаченной за его достижение.
Любая цель предполагает её достижение, а
способность человека или организации достигать поставленной цели именуют
результативностью. Результативность можно измерить процентом достижения цели.
Таким образом, формула результативности будет
выглядеть следующим образом:
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ = фактическое значение результата Х 100%
плановое
значение результата
Однако достижение цели
предполагает и расход ресурсов. Таким образом, у результата всегда есть цена
его достижения. Способность организации или человека минимальным образом
расходовать ресурсы необходимые для достижения цели – называется экономичностью.
Таким образом, экономичность – это всегда отношение потраченных ресурсов к
полученному результату. Экономичность измеряется в процентах или в единице ресурса
на единицу результата (тогда без умножения на 100%).
Формула экономичности
будет выглядеть следующим образом:
ЭКОНОМИЧНОСТЬ = расход ресурсов
Х 100%
значение
результата
Теперь мы имеем два
измерения успеха, руководствуясь которыми сможем сформулировать определение
эффективности. Эффективность – это показатель способности системы быть
одновременно результативной (т.е. способной достигать поставленных целей) и
экономичной (т.е. затрачивать как можно меньше ресурсов).
И поскольку мы теперь
знаем, как рассчитать результативность и экономичность, то без особого труда
сможем вывести формулу эффективности:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ = результативность Х 100%
достигнутая экономичность
У выведенных нами показателей эффективности (результативность и
экономичность) есть ещё одно полезное свойство. Используя их, мы можем
произвести сравнительный анализ любых систем (людей, подразделений, организаций
и т.д.). Сделаем мы это с помощью матрицы эффективности:
В
получившейся матрице, эффективными могут считаться только те системы, которые
находятся в квадрате 1. У остальных либо недостаточно результативности при
достигнутой экономичности, либо недостаточно экономичности при достигнутой
результативности. Таким образом, результативные и экономичные - это значит
успешные, т.е. добивающиеся поставленных целей при заданном уровне расхода
ресурсов. Одним словом - эффективные.
Практическое
задание: Оцените
эффективность своего бизнеса с помощью критериев результативность - эффективность.
В какой квадрат попадает ваша организация? Достигает ли она поставленных целей
на 100%? Экономично ли при этом расходуются ресурсы, в том числе и
управленческие? Если организация не попала в квадрат № 1 какие причины этому
способствуют? Обсудите это со своей управленческой командой.
Выполнив
это задание, оцените собственную управленческую эффективность как собственника
и как руководителя. Насколько вы результативны? А как обстоят дела с
экономичностью? Сделайте хронометраж своего рабочего дня и определите решению,
каких задач вы в течение дня потратили наибольшее количество времени? Насколько
указанные задачи были приоритетны? Их решение продвинуло ваш бизнес к достижению
поставленной цели? Можно ли делегировать эти задачи вашим подчинённым?
Ваш бизнес может больше!
P.S. Испытываете трудности в
повышении эффективности вашего бизнеса, хотите
задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, поделиться
результатами выполнения практических заданий, обсудить пост с автором, пишите alexpokrov72@mail.ru
P.S.S. Если Вы считаете, что эта информация будет
интересна кому-то из Ваших коллег, друзей или клиентов, может помочь ему в
бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку на данный пост. Вы
также можете рекомендовать этот пост в социальных сетях, нажав на
соответствующую кнопку.
4 комментария:
Интересные формулы. Только во второй, про ЭКОНОМИЧНОСТЬ, не понятно какое берется значение результата - плановое или фактическое..?
Значение результата будет зависеть от того какую экономичность вы хотите померить. Плановую или фактическую. В первом случае берётся плановое значение, а во втором соответственно фактическое.
Алексей, тогда ситуация с расчетами усложняется - для подсчета фактической эффективности необходимо и расходы брать фактические, соответственно плановой эффективности - плановые расходы.
Термин "результативность" выглядит несколько "политическим" (имею ввиду внутреннюю политику компании) :-) - планы-то очень даже бывают нереалистичными...
Безусловно бывают, но сравнение плановой эффективности с фактической как раз и даёт возможность проверить план на реалистичность и внести соответствующие коррективы.
Отправить комментарий