В прошлый раз, мы с вами говорили о том, что ситуация "фифти-фифти" весьма распространена в российском малом и среднем бизнесе. Пока нет особых проблем и делить особо нечего - всё отлично. А вот как только фирма сталкивается с первыми серьёзными трудностями или появляется первая солидная прибыль, идиллия рушится.
Почему же так происходит? Причин, как минимум, три (на самом деле больше):
Первая – это то, что владелец бизнеса
чаще всего вынужден одновременно выполнять несколько
управленческих ролей: «собственника»,
«управляющего» и «главного специалиста».
Мой коллега,
консультант Михаил Рыбаков выделяет следующие роли: «архитектор», «строитель», «оперативный
управляющий» <1> . Указанные роли не только противоречат друг другу, но и требуют диаметрально противоположных навыков и компетенций.
Дальше –
больше: рост бизнеса предполагает и рост собственника
вместе с ним, но в какую сторону?! Рост в качестве бизнесмена предполагает
необходимость «отодвинутся от бизнеса», а это много времени и шагов. А если вы
хотите расти как управляющий, то кто тогда будет хозяином?
Об
управленческих ролях в бизнесе, я уже подробно писал в своём блоге, поэтому повторяться
не буду. Читатели, которым эта тема представляется интересной, могут познакомиться
с моей заметкой: «Кто я в своём бизнесе?».
Там есть ответы на извечные русские вопросы: "Кто виноват?" и "Что делать?".
Вторая причина, заключается в том, что
в российском малом и среднем бизнесе – не
принято разговаривать на языке целей. Из-за этого, между собственниками,
рано или поздно, всегда возникают проблемы. Как любой нормальный бизнесмен,
владелец бизнеса, должен хотеть денег и даже знать каких. Однако,
договариваться с партнёром «на берегу», как поделить «шкуру не убитого
медведя» - считается моветоном. А дальше получается «чудная» вещь: для одного первый миллион долларов – это сумма, которую надо нежно прижать к своей груди и
никому не отдавать, а для второго – это только «стартовая площадка» и всю сумму он планировал вложить в развитие
бизнеса.
Чем всё
закончится в итоге? Догадаться думаю не трудно. Читателям, которые, вместе с
партнёром, планируют разорвать оковы "офисного рабства" и открыть «свое дело» или уже его открыли, но оно находится в стадии «младенчества»,
настоятельно рекомендую ознакомиться с моей статьёй: «Предъявите ваши цели» и применить данные в ней советы и
рекомендации на практике <2>.
Ну и наконец, третья причина: бизнес, даже из двух
партнёров, - это всегда работа в команде.
Командное взаимодействие, в свою очередь, подразумевает чёткое распределение
ролей, сфер влияния и самое главное, ответственности. В команде, каждый несёт 100%
ответственность. Более того, в своём развитии любая команда проходит несколько
стадий (о командообразовании обязательно напишу в одном из выпусков блога).
В процессе
коучинга обычно выясняется, что один из партнёров, а чаще всего оба, вовсе не
командные игроки. Каждый умеет и готов отвечать только за самого себя и свой
участок. Никакой команды нет и в помине, а собственники, с упоением,
ведут «деловую» или «позиционную» борьбу, которая может продолжаться многие годы
<3>.
И вот тут начинается
самое интересное. Если одна из сторон оказывается против (совсем как известная
баба-яга), то, соотношение «фифти-фифти», порождает патовую ситуацию в бизнесе.
Почему? Об этом обязательно вам расскажу в следующем выпуске блога. Следите за обновлением. Продолжение следует...
<1>
Подробнее смотри: М. Рыбаков «Как навести порядок в бизнесе»;
<2> О
жизненном цикле корпорации подробнее читайте: Ицхак К. Адизес «Управление
жизненным циклом корпорации»;
<3> Дополнительную информацию о "деловой" и "позиционной" борьбе ищите в книгах и семинарах руководителя
Таллинской школы менеджеров В.К. Тарасова;
P.S. Не можете договориться с партнёром по бизнесу? Хотите записаться на бесплатную вводную коуч-сессию, задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, поделиться результатами выполнения заданий, обсудить заметку с автором, пишите мне лично по адресу: alexpokrov72@mail.ru (письмо можно отправить прямо внизу этой страницы или воспользуйтесь формой обратной связи). Вы также можете оставить комментарии. Они всегда приветствуются.
P.S.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег, друзей или клиентов, может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку на данную заметку. Вы также можете рекомендовать эту заметку в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий