— А где я могу найти кого-нибудь нормального?
— Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает.
Ведь все такие разные и непохожие.
И это, по-моему, нормально.
Л. Кэррол "Алиса в стране чудес"
Что мне делать с «проблемными сотрудниками»? Это один из наиболее часто задаваемых мне вопросов. Наверное, каждому из нас, хоть раз в жизни, приходилось попадать в ситуацию, когда окружающие совершали поступки, противоречащие сложившимся нормам и правилам. В любой, даже самой маленькой организации, существует свой свод правил поведения, как писанных, так и не писанных, нарушение которых расценивается как «проблемное поведение», а лицо допустившее нарушение, автоматически зачисляется в разряд «проблемных сотрудников».
Следствием
такого поведения будет нарастание напряжённости, обострение отношений в
коллективе, возобновление застарелых и появление новых конфликтов и т.д. В
итоге – ухудшение производительности труда и падение эффективности со всеми
вытекающими.
К
сожалению, число таких «возмутителей
спокойствия» растёт год от года. Почему? Да потому, что в России рост
стоимости нематериальных активов (т.е. людей) катастрофически опережает их
производительность. А если подсчитать, в какую сумму обходятся вашей компании
эти самые «нематериальные активы», то вы легко согласитесь с тем, что на рынке
труда идёт вторая мировая война за человеческие ресурсы. И если раньше воевали
за «хороших», то теперь приходится воевать за любых. Кстати, а вы знаете, в
какую сумму обходятся вашей организации «нематериальные активы»? Если нет, то, наверное,
это знает ваш HR? Тоже
не знает? И даже никогда не задумывался об этом? Отлично. У вас есть прекрасный
повод подумать: а тем ли он занимается, чем должен на самом деле? <1>
Можно
ли выиграть в этой войне? Есть ли та путеводная нить, которая поможет выйти из
затруднительной ситуации? Отвечу, что можно. Как это сделать? Научиться
управлять теми сотрудниками, которые есть в вашем распоряжении, а также
научиться взаимодействовать с «проблемными» подчинёнными. Ответам на данные
вопросы и будет посвящён данный цикл заметок. И начнём мы с определения того,
кто такие «проблемные сотрудники».
Консультанты
в области управления человеческими ресурсами, выделяют разные типы проблемных
сотрудников: <2>
- Злые – в отношениях с другими людьми ведут себя крайне вызывающе, раздражительно и агрессивно;
- Беспомощные – их стремление избежать неудачи, приводит к тому, что он её обязательно терпят;
- Эмоциональные – слишком чувствительные в отношениях с другими;
- Аморальные – ради собственного удовольствия используют людей и систему, нанося им ущерб;
- Занимающие оборонительную позицию – при любом намёке на перемены, сразу воздвигают барьеры и оказывают сопротивление;
- Ожесточённые – помнят старые обиды;
- Уклоняющиеся – активно избегают выставлять напоказ свои дела;
- Бесчувственные – равнодушны к окружающим;
- Недалёкие – делают неверные или ограниченные умозаключения;
- Самоуверенные – часто считают себя непогрешимыми;
- Запуганные – ограничивают свои потенциальные возможности.
На
самом деле видов и типов проблемных сотрудников великое множество. Так,
бизнес-тренер Наталия Зайцева, предлагает классифицировать проблемных
сотрудников в группы по характеру их поведения
в коллективе: <3>
1) Активные – «звёзды», «всезнайки», «возмутители
спокойствия», «бунтари», «хулиганы», «манипуляторы»;
2) Пассивные – «пофигисты», «недоросли»,
«балласт»;
3) Приспосабливающиеся – «лгуны», «халтурщики»,
«саботажники», «нытики», «негативщики», «хамы», «циники»;
4) Изгои – «тихони», «белые вороны».
Конечно же,
данная классификация, далеко не полная и объединяет в себе, так называемые, «химически
чистые типы». Любой руководитель при желании легко дополнит её множеством ролей
и форм поведения сотрудников, которых он считает проблемными. Более того,
человеческая натура обладает свойством приспосабливаться к внешним
обстоятельствам и соответственно менять своё поведение в зависимости от них.
Так любой «халтурщик» с лёгкость исполнит
роль «недоросля», пытаясь повесить на
руководителя «свою обезьяну» (подробнее об этом читайте: «Менеджер и его время,или Кому достанется обезьяна»).
По сути,
такой сотрудник с помощью манипулятивных техник пытается переложить на
руководителя ответственность за решение своих производственных задач. У меня
набралась уже целая коллекция способов манипулирования подчинёнными своими
руководителями, которая регулярно пополняется.
Однозначного
ответа, какой из типов проблемных сотрудников наиболее неприятен и сложен в
управлении не существует, хотя по данному вопросу регулярно проводятся
социологические исследования. Например, по данным исследования, проведённого
компанией Citrix Survey,
51% служащих считают, что «нытик» -
один из самых неприятных сотрудников.
Безусловно,
что оценка степени «проблемности» сотрудника напрямую зависит от ответа на
вопрос: «а судьи кто?». Каждый из нас руководствуется своим виденьем ситуации.
У каждого своя, правда и свои понятия о «добре»
и «зле» и о том, что «такое хорошо и что такое плохо». В
подчинённых мы хотим видеть не просто исполнителей, а единомышленников и даже
соратников целиком и полностью разделяющих наши жизненные ценности и установки.
Не увидев этого, мы бываем жестоко разочарованными и автоматически зачисляем
таких сотрудников в разряд «проблемных». Осознание того, что все люди разные, у
каждого из нас «своя правда жизни» и «одной на всех» её не существует, зачастую
носит весьма болезненный характер.
А
вы в отношениях с людьми, проявляющими свою индивидуальность, готовы принять «другую
правду» и «другую картину мира»? Если нет, то приведу вам замечательную
цитату из книги Гэвина Кеннеди «Договориться
можно обо всём! Как добиваться максимума в любых переговорах»: «Поведение других людей – исключительно их
личное дело и никак не ваше. Ваша задача – не принимать их слова или действия
как личный вызов. Их поведение не влияет и не должно влиять на конечный
результат. Когда вы это осознаете, всё сразу станет на свои места».
1) Кто для вас является "проблемным сотрудником"?;
2) Какими критериями вы руководствуетесь зачисляя сотрудника в категорию "проблемных";
3) Что вам даёт основание считать их "проблемными"?
6) Как их "проблемность" сказывается на состоянии дел в организации?;
7) Поведение проблемного сотрудника регулярно создает трудности для организации или он только временно демонстрирует такое поведение?
7) Согласны ли вы с тем, что все люди разные и у каждого "своя правда"?;
8) Насколько вы готовы/не готовы принимать "другую правду"? С чем это связано?;
8) Как разница во мнениях помогает/мешает работе Вашей команды?
<1> В современной англоязычной деловой практике профессия, о которой мы говорим,
называется human resource manager, сокращенно HRM, а еще сокращеннее — просто
HR (эйч-ар). В дословном переводе этот термин звучит как «управляющий человеческими ресурсами» Отечественным специалистам
этот термин вместе с аббревиатурами страшно понравились и вошли в моду.
<2> См. Вудкок М., Френсис Д. «Раскрепощённый менеджер»;
Нет времени отслеживать обновления, однако вы не хотите пропустить важную и полезную информацию? Не отчаивайтесь. Выход есть! Подпишитесь на обновления и вы точно не упустите ничего важного, интересного и полезного. Как это сделать? Просто введите ваш адрес электронной почты в раздел: "Подпишитесь на обновления блога" и нажмите на кнопку "Submit".
Вы также можете стать постоянным читателем блога. Для этого воспользуйтесь сервисом: "Стань постоянным читателем" (находится справа от текста).
P.S. Хотите развить в себе лидерские качества, задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, поделиться результатами выполнения заданий, обсудить заметку с автором, пишите мне лично по адресу: alexpokrov72@mail.ru (письмо можно отправить прямо внизу этой страницы или воспользоваться формой обратной связи, которая находится справа от текста). Вы также можете оставить комментарии. Они всегда приветствуются и не редактируются.
P.S.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег, друзей или клиентов, может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку на данную заметку. Вы также можете рекомендовать эту заметку в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий