"Шансы взрыва ядерного
реактора составляют один на 10 000 лет".
Виталий Скляров – министр энергетики Украины
за два месяца до аварии на Чернобыльской АЭС
В
прошлых выпусках блога мы познакомились с тремя из четырёх врагов эффективных
решений, а именно: «узкими рамками»,
«предвзятостью» и «мгновенными эмоциями». Подробнее о них
читайте: «Враги эффективных решений» и «Вытащите себя из прошлого».
Поиск
четвёртого врага возвращает нас в далёкий 1962 год, когда Ливерпульская
четвёрка под названием «Битлз» была приглашена в Лондон для прослушивания в
одну из двух крупнейших британских звукозаписывающих компаний «Decca Records». «Мы были в
восторге, - вспоминал Джон Леннон. – Это же Decca!» <1>.
После часового прослушивания «Битлз» и их менеджер Брайн
Эпштейн надеялись на заключение контракта и с тревогой ждали ответа. Последовал
вердикт: Decca решила
их не записывать, сообщив Эпштейну в письме следующее: «Нам не понравилось, как звучат ваши мальчики. Группы уже не популярны,
особенно группы с гитарами из четырёх человек, их время проходит» <2>.
Как вскоре узнала Decca Records,
четвёртый враг эффективного решения – "самонадеянность" <3>
Мы слишком полагаемся на своё мнение о том, как развернуться события в будущем.
Помните историю компании Intel,
сотрудники которой рисовали весьма мрачные перспективы в случае прекращения
выпуска чипов памяти <3>.
Интересно, что
в момент, когда делались подобные заявления, никто не ощущал неуверенности.
Никто не подстраховывался, говоря: «Вполне
возможно, что…» или «Я просто
беспокоюсь, что это может когда-нибудь произойти…» Все были абсолютно уверены
в своей правоте. Все просто знали, что они правы <4>.
Мы слишком
верим в собственные предсказания. Когда мы представляем себе будущее, то
направляем свои прожекторы на
информацию, которая у нас перед глазами, а затем делаем выводы. Проблема в том,
что мы не знаем, чего именно мы не знаем. Будущее имеет поразительную
способность удивлять. Невозможно осветить прожектором те участки, о существовании которых мы не догадываемся.
А теперь
давайте подведём итоги (или они нас) и выясним, что мы уже знаем. Если
разложить процесс принятия решений на отдельные составляющие, то можно увидеть,
что обычно он протекает в четыре этапа <5>:
- Этап – 1: Появляется необходимость сделать выбор;
- Этап – 2: Мы анализируем варианты;
- Этап – 3: Выбираем наилучшего с нашей точки зрения вариант;
- Этап – 4: А затем мы с этим выбором живём.
И мы теперь
знаем, что существуют враги, которые мешают нам эффективно действовать на
каждом из этих этапов.
- Мы столкнулись с необходимостью выбора. Но узкие рамки вынуждают нас упускать варианты;
- Мы анализируем варианты решения. Но предвзятость приводит нас к сбору только той информации, которая подтверждает нашу точку зрения.
- Мы делаем выбор. Но мгновенные эмоции часто провоцируют нас, и мы делаем неверный выбор.
- Затем мы живём с этим выбором. Но часто бываем чересчур самоуверенными в том, как события будут развиваться в будущем.
Итак, теперь
мы знаем, какие враги эффективных решений нам противостоят. Мы также знаем, что
классический способ «плюсов и минусов» не во всём подходит для борьбы с этими
врагами, точнее он вообще не оказывает им сколько-нибудь существенного
противодействия. Осталось выяснить, как же мы можем победить данных врагов, но
это уже совсем другая история…
<1> Цитата Леннона приводится по "Битлз" (The Beatles (2000);
<2> См. Джош Санборн "Группы уже не популярны, особенно группы с гитарами из четырёх человек";
<3> Согласно "Википедии", Decca Records, "сожалея, что они не подписали конракт с "Битлз", пошла на большие уступки в переговорах с "Роллинг Стоунз". Группа получила "тройную ставку роялти на новые записи, полный художественный контроль над записями и право собственности на оригинал записи";
<4> История взята из мемуаров Энди Гроува "Выживают только параноики";
<5> См. Эдвард Руссо и Пол Шумейкер "Побеждающие решения: когда всё получается с первого раза".
Нет времени отслеживать обновления, однако вы не хотите пропустить важную и полезную информацию? Не отчаивайтесь. Выход есть! Подпишитесь на обновления и вы точно не упустите ничего важного, интересного и полезного. Как это сделать? Просто введите ваш адрес электронной почты в раздел: "Подпишитесь на обновления блога" и нажмите на кнопку "Submit".
Вы также можете стать постоянным читателем блога. Для этого воспользуйтесь сервисом: "Стань постоянным читателем" (находится справа от текста).
P.S. Хотите научиться принимать эффективные решения, заняться ликвидацией хаоса в жизни и/или в бизнесе, задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, поделиться результатами выполнения заданий, обсудить заметку с автором, пишите мне лично по адресу: alexpokrov72@mail.ru (письмо можно отправить прямо внизу этой страницы или воспользуйтесь формой обратной связи, которая находится справа от текста). Вы также можете оставить комментарии. Они всегда приветствуются и не редактируются.
P.S.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег, друзей или клиентов, может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку на данную заметку. Вы также можете рекомендовать эту заметку в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий