Инновационные
проекты — «зона повышенной опасности» во всем мире: минимальная прозрачность,
финансовые риски, высокий уровень стресса среди реализующих эти проекты. Именно
поэтому вопросами эффективного инновационного менеджмента заняты лидеры
крупнейших корпораций, консалтинговые компании «Большой четверки» и лучшие
бизнес-школы.
Из общего
массива «международных» проблем, свойственных инновационному развитию в целом,
можно выделить 5 факторов, наиболее характерных для российских проектов,
направленных как на создание новых продуктов, так и на процессные инновации.
ПЕРВЫЙ проблемный фактор: слабый базис
Представьте
себе школьника, который изучает английский язык. В первом классе он не смог
нормально выучить латинский алфавит, представили? Оказавшись во втором классе,
он не может читать написанные на нем слова. В пятом, не умея правильно прочесть
слова, с трудом осваивает неправильные глаголы. И когда к восьмому классу дело
доходит до Subjunctive Mood, отстает окончательно. Проблема при этом состоит не
в сложности сослагательного наклонения как такового, а в объеме накопленного
незнания.
Так же
происходит и в компании, когда на плохо организованную операционную
деятельность наслаивается слабая мотивация персонала, большая текучесть,
отсутствие механизмов накопления и распространения знаний. Заниматься в такой
ситуации инновациями — все равно, что обсуждать модели смартфонов с вождем
племени мумба-юмба. Выходит, что проблемы российских инноваций зачастую не
имеют никакого отношения к инновациям, а представляют собой не более чем
проблемы дурной организации и недостаточной обеспеченности задач ресурсами.
Сама по себе отладка бизнес-процессов будет инновацией, как если бы племя
мумба-юмба научилось вести календарь, — все ново в свое время и в своем месте.
ВТОРОЙ проблемный фактор: короткий
«жизненный цикл» топ-менеджеров
Довольно часто
российские руководители занимают свои позиции в течение года-двух, хотя
ответственны не за решение локальных проблем, а за системные изменения. И за
осуществление множества инновационных проектов, образующих целостные портфели
или программы, начинающихся со смелой идеи, но ею не исчерпывающихся, требующих
упорной реализации и последовательной монетизации.
Сложнее всего
будут первые стадии — стадии рискованных инвестиций, нестабильных отношений со
стейкхолдерами. «Возможно, через год борьбы и стресса мне придется уйти, а
будущие успехи присвоит мой последователь» — так рассуждают руководители,
принимая — а чаще не принимая — решение о запуске инновационного проекта, хотя
для дела полезнее негативный, качественно осмысленный опыт, чем отсутствие
ошибок вследствие отсутствия попыток.
Все же
топ-менеджеры имеют сильные амбиции в области инноваций именно в начале своей
работы, позже корпоративная инерция превращает пионера в конформиста, а
следующий взрыв его «инновационного темперамента» придется на начало нового
карьерного витка.
ТРЕТИЙ проблемный фактор: неравномерное
качество менеджерских команд
Что такое сильная
команда? Это коллектив, все члены которого мыслят быстро и системно, способны к
верным умозаключениям в условиях дефицита информации, являются глубокими
экспертами в своей отрасли. Команда с сильной групповой интеграцией, то есть
имеющая общие ценности и цели, и с управляемой групповой дифференциацией, то
есть способная использовать уникальный опыт каждого. Команда, все члены которой
в равной степени обладают психологической выносливостью, ведь, как утверждал
Шумпетер, «инновации — достижение не интеллекта, а воли».
Бьюсь об
заклад, вы читаете эти строки с грустью, светлой или, возможно,
ностальгической, вызванной воспоминанием о блестящей команде, частью которой вы
были однажды. Возможно, вам повезло, и вы работаете в таком коллективе и
сейчас. И все же «ровные» команды, скорее, исключение, чем правило. А цепь
всегда слаба настолько, насколько слабым оказывается ее самое слабое звено.
ЧЕТВЕРТЫЙ проблемный фактор: доминантный
HR-менеджмент
Стив Джобс
утверждал, что во время создания первого Mac IBM тратила на проведение
исследований почти в 100 раз больше, чем Apple, «но дело не в деньгах, а в
людях». Российское управление персоналом достаточно часто сводится к внедрению
жесткого распорядка и усердному — часто нереалистичному — нормированию.
Безусловно,
крайности есть зло, и если механический контроль — пасть Сциллы, то отсутствие
исполнительской дисциплины — водоворот Харибды. Но инновационное развитие — это
зона творчества, эвристического поиска, общения и доверия, и HR-стратегия
должна быть соответствующей. Управление персоналом в компаниях, стремящихся к
развитию, должно быть направлено на становление «инновационно выгодного»
мышления и поведения; построение многоуровневой системы управления талантами;
создание разнообразных офлайновых и онлайновых пространств для коммуникации
экспертов; внедрение прозрачных, но гибких моделей эффективного управления
рабочим временем.
ПЯТЫЙ проблемный фактор: слабые
презентационные/психологические навыки российских топов
Инновационную
идею недостаточно один раз «продать» стейкхолдерам — придется ежедневно
«продавать» проект команде, поддерживая ее готовность к интенсивной работе в
условиях неопределенности, высокую мотивацию и веру в себя. В этом не помогут
инструменты «менеджмента власти»: штатные расписания, приказы, регламенты и
распоряжения — предметы в высшей степени полезные и даже необходимые, но для
эмоционального вовлечения, увы, недостаточные.
В должностную
инструкцию менеджера по инновациям следовало бы внести такой важный пункт, как
умение воодушевлять. Умение быть убедительным и харизматичным, использовать
факты наряду с метафорами, приводить примеры и рассказывать истории, то есть
включать эмоциональный интеллект своей команды, плюс умение давать эффективную
обратную связь. Ведь инновационные проекты — это флибустьерские флаги на
бригантине, поднятые яростными и непокорными, а, значит, топ-менеджеру нужно
увлечь команду «солеными брызгами предстоящего приключения».
Преподаватель МИРБИС. Консультант по организационному развитию, бизнес-тренер, постоянный партнер компаний Volkswagen Group, Syngenta AG, General Motors, Tele2, ING Bank и других.
Комментариев нет:
Отправить комментарий