В разговоре, один из
клиентов, с гордостью мне сообщил, что у его ресторана появился сайт. А для
чего он вам нужен, спрашиваю. Ну, с помощью сайта мы взаимодействуем с клиентами.
А какова цель этого взаимодействия? Ну, мы, таким образом, хотим увеличить
посещаемость ресторана.
Отлично,
увеличить посещаемость ресторана, вполне достойная цель и грамотное
использование сайта вполне может помочь в её реализации.
<1> Рисунок из книги А.Остервальдера и Ива Пинье "Построение бизнес-моделей", издательство Альпина Паблишер.
<1> Рисунок из книги А.Остервальдера и Ива Пинье "Построение бизнес-моделей", издательство Альпина Паблишер.
Мне стало любопытно, и я зашёл
на данный сайт, но вот незадача, там не оказалось абсолютно никакой информации.
Как же так? Люди потратили деньги на создание сайта, планируют использовать его в качестве канала сбыта, а что в итоге? Потенциальный клиент, проявив интерес к данному ресторану, заходит на сайт. Наверное, он хочет получить дополнительную информацию о ресторане, изучить меню, возможно, он готов забронировать столик, а в итоге видит пустую вкладку "ресторан".
Как же так? Люди потратили деньги на создание сайта, планируют использовать его в качестве канала сбыта, а что в итоге? Потенциальный клиент, проявив интерес к данному ресторану, заходит на сайт. Наверное, он хочет получить дополнительную информацию о ресторане, изучить меню, возможно, он готов забронировать столик, а в итоге видит пустую вкладку "ресторан".
О чем свидетельствует данная
ситуация? Она свидетельствует о том, что в бизнес-модели ресторана, абсолютно
не проработан блок «Каналы сбыта» и это одна из причин по которой посещаемость
ресторана оставляет желать лучшего.
В бизнес-модели, блок «Каналы
сбыта» описывает, как компания
взаимодействует с потребительскими сегментами и доносит до них свои ценностные предложения.
Каналы связи,
распространения и продаж в совокупности составляют систему взаимодействия
компании с потребителем. Эти каналы – точки контакта потребителя с продавцом,
которые выполняют целый ряд функций, в частности:
- Повышают степень осведомлённости
о товарах и услугах компании;
- Помогают оценить
ценностные предложения компании;
- Помогают потребителю
приобрести определённые товары и услуги;
- Знакомят потребителя с
ценностными предложениями;
- Обеспечивают постпродажное
обслуживание.
Каналы сбыта представляют собой пять этапов
продвижения товара к потребителю.
1. Этап - информационный: как мы повышаем осведомлённость потребителей о
товарах и услугах компании?
2. Этап - оценочный: как мы помогаем клиентам оценивать ценностные
предложения нашей компании?
3. Этап – продажный: каким образом мы предоставляем клиентам возможность
приобретения определённых товаров и услуг?
4. Этап – доставка: как мы доставляем клиентам наши ценностные
предложения?
5. Этап – постпродажный: как мы обеспечиваем клиентам постпродажное
обслуживание?
Каждый канал может включать все этапы или лишь часть
из них. Можно выделить прямые и непрямые каналы сбыта, а также собственные и
партнёрские.
Найти правильные каналы сбыта, отвечающие ожиданиям потребителя,- важный аспект представления ценностного предложения на рынке. Важно поддерживать верный баланс между различными каналами сбыта и найти такое их сочетание, которое обеспечит наилучшие отзывы потребителей и максимальный доход. <2>
Практическое задание:
Опишите каналы сбыта вашей бизнес-модели. Для этого ответьте на следующие
вопросы:
- Какие
каналы взаимодействия были бы желательны для наших потребительских сегментов?
- Как мы взаимодействуем с ними сейчас?
- Как связаны наши каналы между собой?
- Какие из них наиболее выгодны?
<2> См. А. Остервальдер и Ив Пинье "Построение бизнес-моделей", издательство Альпина Паблишер.
P.S. Испытываете трудности в анализе собственной
бизнес-модели, хотите задать
вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, поделиться результатами
выполнения заданий, обсудить заметку с автором, пишите мне лично по
адресу: alexpokrov72@mail.ru, оставляйте
комментарии в блоге или на моей страничке в контакте:
https://vk.com/alexsey_pokrovskiy
P.S.S. Если Вы считаете, что эта информация будет
интересна кому-то из Ваших коллег, друзей или клиентов, может помочь ему в
бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку на данный пост. Вы
также можете рекомендовать этот пост в социальных сетях, нажав на соответствующую
кнопку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий