Практически на каждом растущем предприятии
рано или поздно наступает момент, когда управлять по-старому, становиться уже
не возможно. Это не результат действия чьей-то злой воли, а итог естественного
развития событий. Как обычно развиваются события? Появилась проблема – наняли
специалиста по её решению. Возрос объём работ – наняли ему помощников.
Не успели оглянуться, а уже целый отдел
занимается этой «проблемой»: пишет планы и отчёты, требует выделить
дополнительные ресурсы. Подобных структур со временем становиться настолько
много, что почти никто уже и не помнит, для чего их собственно создавали.
Многочисленные начальники рангом пониже бьются за «доступ к телу» начальников
рангом повыше, интригуют, конфликтуют, стараются обрасти связями, мотаются по
командировкам, рисуют перспективы светлого будущего – одним словом, жизнь
кипит.
С какими противоречиями мы имеем дело в
данном случае? Одно из них сразу бросается в глаза – расхождение мнения
руководства компании с представлениями сотрудника о должности. Почему так
происходит? Потому что на рынке труда отсутствует достаточное количество людей,
способных к инициативе и внутренне мотивированных на достижения. Однако в каждой
организации имеются скрытый ресурс, позволяющий добиться максимальной
эффективности сотрудников. Какой? Об этом
вы узнаете из настоящей статьи.
Я
сказал – все побежали
Признайтесь, господа руководители: в ваших
организациях цели сильно рассеиваются. Возможно, вы тщательно их прорабатываете
на общефирменном уровне, но, проходя через разные подразделения, ваши цели
настолько преломляются, через личные и групповые интересы, что от них мало чего
остаётся. Организация, как автомобиль на скользкой дороге, начинает терять
управляемость. Одно неверное движение и…. вы сами знаете, где можно оказаться.
Чем крупнее и старше организация, тем сильнее
в ней проявляется рассеивание целей. Можно ли это преодолеть? Как объединить
цели сотрудников и подразделений вокруг общефирменных целей? Как повысить
исполнительскую дисциплину и производительность труда в компании?
Одним из способов является грамотное
определение служебных функций. Вы регулярно им пользуетесь, хотя совершенно не
умеете этого делать. Более того, мало кто из руководителей видит, какой огромный управленческий
ресурс содержится в решении этой задачи.
Традиционно, чтобы сильно себя не утруждать,
директора «выкручиваются» парой-тройкой следующих методов:
1. Попросить
самого работника написать для себя задачи и составить должностную инструкцию.
Директор потом её почитает, обдумает и что-то добавит-убавит-изменит.
2. Поспрашивать
«вокруг» - у кого, чем занимается аналогичный сотрудник.
3. Можно
дать задание секретарю или HR-службе, посмотреть в интернете или купить сборник с
готовыми должностными инструкциями, на основании которых разработать
собственные.
Созданные
такими способами документы не несут в себе никакой управленческой ценности. На
худой конец их можно предъявить контролирующим органам при проверке.
В качестве
примера приведу фрагмент текста с сайта агентства, предлагающего услуги по
ведению кадрового учёта:
«Законом предусматривается ответственность
за нарушение норм трудового законодательства, связанных с ошибками при кадровом
учете. Поэтому последствиями нехватки времени или небрежного кадрового администрирования
могут стать проверки трудовой и налоговой инспекции, административные штрафы и
судебные разбирательства.
Мы предоставляем профессиональные
услуги по ведению кадрового учета на постоянной основе, далее следует
перечень услуг.
Целью оказания услуг является:
Успешное
прохождение проверок Государственной инспекции труда.
Сокращение трудовых и материальных затрат на
постановку и ведение кадрового делопроизводства.
Отсутствие
трудовых споров с работниками».
Давайте оставим без
внимания стилистику и посмотрим на этот текст клинически.
Какая причина работы над кадровыми документами
здесь повторяется больше всего?
Для ответа выделим ключевые
слова: «проверки трудовой и налоговой
инспекции»; «прохождение проверок»;
«административные штрафы»; «судебные разбирательства»; «материальные затраты»; «трудовые споры».
То есть главный мотиватор в
работе над кадровыми документами - защита от государства, конфликтных
сотрудников, судебных разбирательств, административных штрафов. Из этого прямо
следует, что никакой управленческой ценности такая работа не имеет.
В этом плане очень
показателен ещё один пример: в разговоре с одним из руководителей я
поинтересовался наличием на предприятии должностных инструкций работников.
Есть, ответил мне директор, но мы ими не пользуемся, так как у меня все
сотрудники универсальные, что я им скажу, то они и делают.
Очевидно, что в этой
организации используется «управление по заданиям», т.е. я
сказал – ты сделал.
Безусловно, такой способ имеет
право на существование, но это самый низший уровень управления. Если вы хотите
развивать свою организацию, сделать её эффективной, способной достигать
поставленных целей, необходимо повышать и качество менеджмента, переходя к
более сложным и эффективным способам управления.
Продолжение следует. Чтобы не пропустить его подпишитесь на обновления.
P.S. Испытываете трудности в разработке служебных функций, хотите задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, поделиться результатами выполнения заданий, обсудить заметку с автором, пишите мне лично по адресу: alexpokrov72@mail.ru, оставляйте комментарии в блоге или на моей страничке в контакте: https://vk.com/alexsey_pokrovskiy
P.S.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег, друзей или клиентов, может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку на данную заметку. Вы также можете рекомендовать эту заметку в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку ниже.
Комментариев нет:
Отправить комментарий