Практически
в каждой организации имеется документ под названием «должностная инструкция».
Суть его сводится к описанию направлений и сфер деятельности, например:
- проведение маркетинговых
исследований;
- организация текущего и перспективного
планирования;
- координация деятельности
подразделений и т.д.
А
также перечислению перечня действий, которые исполнитель должен совершить в
пределах полномочий. Например:
- контролирует работу сотрудников
таких-то подразделений;
- отвечает за организацию и
проведение того-то;
- подготавливает такие-то планы и
т.п.
Список примеров можно продолжать до
бесконечности, но ключевыми словами, которые фигурируют в подобных документах,
будут: «координирует», «контролирует», «отвечает», «организует» и т.п. Согласитесь,
что всё это некое описание процессов и действий. Отсюда возникают два основных
вопроса.
Первый: можно ли создать документ, в котором будут перечислены
все действия работника, на все случаи жизни? Думаю, что любой здравомыслящий руководитель
ответит, что это не возможно.
Тогда второй вопрос: В каком случае действия
по подготовке, организации, контролю, координации и т.п., будут считаться
успешными, а когда неудовлетворительными?
Ответить на этот вопрос невозможно,
если не сформулировать результат, который должен быть достигнут в процессе
выполнения работы.
Для полноты восприятия, приведу парочку примеров из собственной консалтинговой практики: так один из руководителей прочитав статью в журнале, решил провести опрос сотрудников на предмет того, чем они занимались в течение рабочего дня. Все сотрудники подробно описали свой рабочий день, а один написал чудную фразу: "Работал согласно должностной инструкции".
Руководитель отдела маркетинга, заметив, что сотрудник в рабочее время читает газету, обратился к нему с вопросом: «Ты что сейчас
делаешь?» В ответ последовала "гениальная" фраза: «Осуществляю мониторинг рынка». Всё верно. В должностной инструкции
так и записано: «осуществляет мониторинг рынка», т.е. работник выполнил всё
предписанное ему. Но какой результат должен быть получен при таком «мониторинге»?
Вы готовы покупать у работника «осуществление мониторинга рынка» и "работу согласно должностной инструкции"? Если да, тогда не жалуйтесь на низкую исполнительскую
дисциплину, падение уровня производительности, раздувшийся фонд оплаты труда и
прочие «прелести» управления по заданиям.
Ещё одна типичная ошибка, регулярно
встречающаяся на практике – засорение служебных функций описанием квалификационных
требований.
Для наглядности приведу пример из
должностного регламента начальника отдела природных ресурсов: «на должность начальника отдела природных
ресурсов назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по
специальности «Организатор лесопромышленного производства» или
«техник-технолог», стаж муниципальной службы на ведущих должностях не менее четырёх
лет или стаж работы по специальности не менее шести лет.
Должен знать
-
Конституцию РФ, Устав субъекта федерации, Устав муниципального образования;
-
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ», жилищный кодекс, бюджетный кодекс, налоговый кодекс, лестной кодекс;
-
Нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности администрации района,
нормативно-методическую документацию, положение об отделе природных ресурсов;
Должен иметь: опыт аналитической
работы, навыки составления краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных
прогнозов, навыки планирования работы, владение навыками делового письма,
владеть компьютерной техникой и необходимым программным обеспечением».
Господа руководители, Вы принимаете
на работу специалиста? Тогда аттестационные документы гарантируют его
квалификацию. Они вызывают у вас сомнение? Проверьте их достоверность. Более
того, вы допустите к работе человека, который не обладает требуемым уровнем
образования, стажем работы, не имеет необходимых знаний, навыков и компетенций?
Уверен, что нет. Тогда зачем Вы засоряете управленческий документ указаниями на
средства, знания и навыки, которые должен использовать сотрудник? А ведь подобными
ненужностями управленческая документация просто изобилует.
Что получаем в итоге? Те самые
качества, которые мы выписывали как очень важные, на поверку оказываются
«пустотелыми», возвращающими нас к исходной позиции. Некоторые из них
конфликтуют друг с другом, в результате чего подобрать человека с точно такими
качествами не представляется возможным, например: «активный, инициативный и творческий, чётко работающий в рамках данных
ему указаний».
Я утверждаю, что одна из причин
неэффективности управления в наших организациях состоит в том, что работники
плохо знают, чего от них организация хочет на самом деле. Да и сама организация
зачастую затрудняется сформулировать конкретные требования к своим сотрудникам.
Что могу предложить в замен? Об этом обязательно расскажу в одной из следующих заметок. Следите за обновлениями в блоге, а лучше подпишитесь на них, что бы не пропустить важную информацию.
P.S. Испытываете трудности в разработке служебных функций, хотите задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, поделиться результатами выполнения заданий, обсудить заметку с автором, пишите мне лично по адресу: alexpokrov72@mail.ru, оставляйте комментарии в блоге или на моей страничке в контакте: https://vk.com/alexsey_pokrovskiy
P.S.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег, друзей или клиентов, может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку на данную заметку. Вы также можете рекомендовать эту заметку в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку ниже.
Комментариев нет:
Отправить комментарий