Структура издержек - это расходы, связанные с функционированием бизнес-модели. Блок описывает наиболее существенные расходы, необходимые для работы в рамках конкретной бизнес-модели. Создание и воплощение ценностных предложений, поддержание взаимоотношений с клиентами, получение прибыли - все эти процессы связаны с какими-либо издержками. Расходы достаточно легко подсчитать, если вы точно определили ключевые ресурсы, ключевые виды деятельности и ключевых партнёров.
Однако для некоторых бизнес-моделей издержки имеют намного большее значение, чем для других. Например, так называемые "народные" авиалинии намеренно строят свои бизнес-модели на основе низких издержек.
<1> Иллюстрации из книги А.Остервальдера и Ива Пинье: "Построение бизнес-моделей", издательство Альпина Паблишер.
Минимизировать издержки следует в любой бизнес-модели. Однако для некоторых моделей снижение издержек имеет большее значение, чем для других <2>
По структуре издержек имеет смысл разделить бизнес-модель на два класса: с преимущественным вниманием к издержкам и с преимущественным вниманием к ценности (большинство бизнес-моделей находятся где-то между этими двумя крайностями).
По структуре издержек имеет смысл разделить бизнес-модель на два класса: с преимущественным вниманием к издержкам и с преимущественным вниманием к ценности (большинство бизнес-моделей находятся где-то между этими двумя крайностями).
Ориентация на издержки: Бизнес-модели, в которых большое внимание уделяется издержкам, предполагают формирование и поддержание минимальной структуры издержек, использование дешёвых ценностных предложений, максимальную автоматизацию в обслуживании клиентов и широкое привлечение сторонних ресурсов.
По структуре издержки можно разделить на следующие категории:
- Фиксированные издержки, то есть те, которые остаются неизменными вне зависимости от объёма товаров или услуг. К ним относятся заработная плата сотрудников, арендная плата и средства производства. Некоторые виды бизнеса, в частности производственные компании, отличаются большей долей фиксированных издержек.
- Переменные издержки, то есть те, которые меняются в зависимости от объёма товаров или услуг. Для некоторых видов бизнеса, например организации музыкальных фестивалей, характерна большая доля переменных издержек.
- Экономия на масштабе. Снижение издержек, происходящее в результате увеличения выпуска продукции. Более крупные компании,например,получают скидки на закупки в больших объёмах. Это и другие факторы снижают расходы компании в пересчёте на единицу продукции, в то время как её общий выпуск растёт.
- Эффект диверсификации. Это преимущества компания получает в результате большего спектра операций. Например, крупное предприятие может использовать одни и те же виды маркетинговой деятельности или каналы сбыта для поддержки разнообразных продуктов.
Ориентация на ценность: Некоторые компании при создании бизнес-моделей ориентируется не на расходы, а на ценностные преимущества. Как правило, такие бизнес-модели отличаются высококлассным ценностным предложением и высоким уровнем личного сервиса. В эту категорию попадают, к примеру, роскошные отели с высоким уровнем обслуживания.
<2> См. А.Остервальдер и Ив Пинье: "Построение бизнес-моделей", издательство Альпина Паблишер.
Практическое задание: используя нижеприведённые вопросы проанализируйте структуру издержек вашей бизнес-модели.
- Какие наиболее важные расходы предполагает наша бизнес-модель?
- Какие из ключевых ресурсов наиболее дороги?
- Какие ключевые виды деятельности требуют наибольших затрат?
Не забудьте поделиться результатами выполнения задания. Удачного вам бизнеса!
P.S. Испытываете трудности в построении бизнес-модели, хотите задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, поделиться результатами выполнения заданий, обсудить заметку с автором, пишите мне лично по адресу: alexpokrov72@mail.ru, оставляйте комментарии в блоге или на моей страничке в контакте: https://vk.com/alexsey_pokrovskiy
P.S.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег, друзей или клиентов, может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку на данную заметку. Вы также можете рекомендовать эту заметку в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку ниже.
Комментариев нет:
Отправить комментарий