Мой опыт консультирования показывает,
что зачастую руководители и владельцы бизнеса «конкурентные преимущества»
путают с другими близкими понятиями, такими как «факторы успеха», «превосходные
отличия» и т.д.
Поэтому, для начала, внесём ясность и
договоримся различать три вида достижений:
1) «Факторы успеха», т.е. внутренние достижения, которые непосредственно не проявляются на рынке;
2) «Превосходные
отличия», т.е. такие факторы успеха, по которым вы выше, сильнее других в вашей
отрасли или сегменте рынка;
3) «Конкурентные
преимущества», т.е. такие достижения, которые выгодно отличают вас от других в глазах
клиентов.
Для
чего это необходимо? Наверное, в любой организации найдутся такие достижения и
ценные качества, которые никому, кроме ее сотрудников, не известны, например:
квалификация и дисциплина персонала, хорошо поставленный управленческий учет,
новое программное обеспечение и т.д.
А
может быть и так, что по этим, или другим факторам, ваша компания выше, сильнее
других на рынке, следовательно, в сравнении с конкурентами вы имеете «превосходные
отличия».
Безусловно,
что выгодно отличаться от конкурентов в лучшую сторону - очень важно. Вот
только покупатели об этом могут и не
догадываться, более того – ваши «превосходные отличия» им просто неинтересны, а
судить о вас и вашей фирме, они будут только по тем достоинствам, которые имеют
для них потребительскую ценность: сроки доставки, качество товара, наличие дополнительных
услуг и т. п.
Приведу
пример: Допустим, ваша компания достигла очень высокого качества товара, и это
сильно отличает её от конкурентов. Но за некоторым пределом клиент перестаёт
различать столь высокие совершенства вашего продукта и выбирает более низкосортное
изделие, но… с доставкой до квартиры.
Поскольку
потребитель никак не отреагировал на ваши достижения в области качества (а
денег на это было потрачено, не мало), то никакой дополнительной прибыли вы на
этом не заработали. И в данном случае мы
имеем дело с «превосходным отличием»,
но никак не с «конкурентным преимуществом».
Спросите почему? Потому что с самого начала вы не потрудились определить, что же
сейчас находится в «фокусе конкуренции».
Предлагаю
под «фокусом конкуренции» понимать
свойства товара или услуги, условия продажи, имидж фирмы и всё то, что сейчас
наиболее привлекательно для клиента и обеспечивает компании наибольший выигрыш
и преимущество на рынке.
Превосходные
отличия всегда идут от фирмы на рынок, фокус же конкуренции движется по
направлению от рынка к поставщику. Там, где они пересекаются, возникает «конкурентное
преимущество». Иными словами, «фокус
конкуренции» – это то, чем именно вы или ваши конкуренты притягиваете к
себе внимание покупателей, в данной конкретной обстановке. Именно - в данной и
конкретной. Это значит, что не бывает универсальных фокусов конкуренции. А
теперь, для лучшего восприятия, изобразим сказанное в виде схемы перехода
факторов успеха в конкурентные преимущества.
А
теперь сформулируем правило: конкурентные преимущества действуют, прежде всего,
в фокусе конкуренции. За его пределами они имеют лишь второстепенное значение.
Продолжая
разговор о конкурентных преимуществах и фокусе конкуренции, необходимо сделать пару
уточнений.
Уточнение
первое: в фокусе конкуренции могут одновременно находиться несколько признаков.
Уточнение
второе: разные группы клиентов по-разному выстраивают свои приоритеты,
следовательно, фокус конкуренции сильно зависит от типологии клиентов. Именно
по этой причине, определять фокус конкуренции и создавать конкурентные
преимущества, необходимо по каждой ассортиментной и клиентской группам.
Наверное, среди читателей блога, найдутся скептики,
которые мне возразят, что в нашей стране всё решает «административный ресурс».
Так что надо не созданием конкурентных преимуществ заниматься, а правильно
«заносить».
Ну, что же, административный ресурс, конечно,
никто не отменял. И «заносить» к сожалению, приходится… Вопрос только в том,
насколько ваш бизнес конкурентоспособен при прочих равных («заносят» то
многие).
Конечно, если возглавляемая вами компания
напоминает авианосец на весельной тяге с криво висящим парусом, а бизнес ваших
конкурентов похож на детские ванночки, то особо беспокоиться вроде бы пока и не
о чем.
Но что вы будете делать, столкнувшись с
достаточно профессиональным конкурентом? А если при этом изменятся внешние, до
сих пор благоприятные условия? Это я про экономический кризис. Хотя, как
утверждал автор «японского чуда» Эдвард Деминг: «Меняться совершенно не обязательно, выживание дело добровольное».
В
заключение отмечу, что «фокус конкуренции» образует точки наибольшего накала
конкурентной борьбы поставщиков за потребителей и наоборот: «фокус конкуренции»
- есть критерий, руководствуясь которым, потребители выбирают себе поставщиков.
О том
возможно ли управлять фокусом конкуренции и если да, то, как это сделать,
расскажу в следующий раз. Следите за обновлениями блога.
В заключение практическое задание: Определите, что является фокусом конкуренции на рынке на котором работает ваша компания? Какими критериями руководствуется потребитель выбирая себе поставщиков? Какие конкурентные преимущества есть у вашей компании?
P.S. Испытываете трудности в создании конкурентных преимуществ, хотите задать вопрос, высказать
восхищение, одобрение, критику, поделиться результатами выполнения заданий,
обсудить пост с автором, пишите мне лично по адресу: alexpokrov72@mail.ru, оставляйте комментарии в блоге или на моей
страничке в контакте: https://vk.com/alexsey_pokrovskiy
P.S.S. Если
Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег, друзей
или клиентов, может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите
ему ссылку на данный пост. Вы также можете рекомендовать этот пост в социальных
сетях, нажав на соответствующую кнопку.
1 комментарий:
«Как семья военного, мы очень благодарны г-ну Ли за профессиональные услуги. он был внимательным, знающим и не торопился, чтобы провести нас через процесс получения кредита. Мы были своевременно проинформированы обо всех важных деталях, которые нам необходимо было принять во внимание. Он был очень доступным, понимающим и заслуживающим доверия. Мы не можем достаточно отблагодарить его за отличный сервис. Мы очень рекомендуем его и чувствуем себя счастливыми, получив его кредитную помощь, которая позволила нам купить дом. Семьи военнослужащих и невоенных, мистер Ли, с которыми вы хотели бы работать для покупки дома и предоставления любого вида ссуды! »
Г-н Ли Контактная информация кредитного специалиста: WhatsApp: + 1-989-394-3740 Электронная почта: 247officedept@gmail.com
Отправить комментарий