среда, 11 декабря 2013 г.

Предъявите ваши цели

Принципы управления организацией базируются на довольно смелом предположении, что собственники и руководители знают, в чём их истинное назначение, какой цели они пытаются достичь.
К сожалению, в процессе общения с нашими бизнесменами на ум приходит метафора каторжника, прикованного к тачке, или чемодана без ручки, который бросить жалко и нести не удобно.
Некоторые из читателей скажут: «Но ведь я не менеджер. Зачем мне управление?» Дело в том, что все мы менеджеры. В разных областях, на разных уровнях, но каждый из нас чем-то управляет. Даже если вы принимаете решения, касающиеся только вас и вашей семьи.
Многим из нас приходится исполнять несколько управленческих ролей. Как правило, разница заключается в сфере влияния и уровне контроля. Любой человек как минимум контролирует (или думает, что контролирует) свои действия, время и деньги. Например, хозяйка руководит семейным торжеством, юрист ведением дел и судебными тяжбами, студент решает, как и когда он будет готовиться к сдаче экзамена и т.д.
Одной из отличительных характеристик успешного управленца является то, что он в меньшей степени работает с настоящим и в большей – с будущим. Иными словами, он концентрируется на «предотвращении пожара», а не на «борьбе с огнём». Если вы более сфокусированы на текущих проблемах, чем на стратегии развития организации, вы всегда будете отставать от изменений, происходящих вокруг вас. Более того, высокая скорость движения вообще не имеет смысла, если не известен пункт назначения. Поэтому не путайте процесс с результатом.
Однако прежде чем приступать к конкретным шагам, задайте себе два вопроса: «Какую свою личную цель я реализую через этот бизнес!?» и «Зачем мне лично нужна моя организация?»
Вопросы отнюдь не праздные, так как организация нужна тогда и только тогда, когда индивидуальные цели на индивидуальном уровне не достигаются.
А что же такое цель? В теории систем, а любая организация – это частный случай открытой системы, цель определяется как желаемое состояние, которого система стремиться достичь. Исходя из данного определения, можно сказать, что целью организации является её желаемое состояние, которого организация стремиться достичь. Вот только не ясно, а какое же состояние будет желаемым для организации и позволит ли оно в принципе достигнуть заданных целей? Поэтому предложу другое определение – цель есть выбранный и запланированный результат. Есть нужный результат – цель достигнута, нет результата, то на нет, как говориться, и суда нет.
Моя консалтинговая практика показывает, что менеджеры и даже владельцы бизнеса имеют весьма различные представления о целях. Собственники коммерческих организаций обычно считают, что цель бизнеса – делать больше денег, потому что система, приносящая деньги, обеспечивает дивиденды и повышает благосостояние акционеров.
Менеджеры обычно видят цель несколько иначе. Признавая необходимость зарабатывать деньги для владельцев, они понимают, что важно и другое: конкурентное преимущество, доля рынка, удовлетворение требований потребителя, лояльность сотрудников или же обеспечение качества продукта.
Самое время задаться вопросом: «каковы ваши требования к собственному бизнесу»? Скорее всего, вы об этом даже не задумывались, так как в российской культуре имеются социально одобряемые цели:•умереть за Родину; сгореть на работе; зарабатывать не для себя, а для детей, семьи, родственников. Как сказал в одном из интервью российский бизнесмен Олег Тиньков: «Я два слова знаю, которые в англо-саксонской транскрипции имеют положительный смысл, а в русской - негатив. Это «амбиции» и «миллионер». Вот говорят: у него нездоровые амбиции. Что значит - нездоровые?! Они или есть, или нет».
В России человек, заявляющий личные эгоистические цели, сразу попадает в разряд общественно порицаемых людей. В бизнесе у нас также не принят язык целей и из-за этого всегда возникают проблемы и в первую очередь между собственниками. Как бизнесмен, я должен хотеть денег и даже примерно знать каких. Однако договариваться о том, как поделить шкуру не убитого медведя в российской бизнес-культуре не принято. А дальше получается забавная штука: для одного миллион долларов – это то, что нужно нежно прижать к груди и никому не отдавать, а для другого это только стартовая площадка для дальнейшего развития бизнеса.
В одной из компаний, где мне пришлось работать в качестве налогового консультанта, три собственника, один из которых открыл параллельный бизнес, требующий постоянных финансовых вливаний. Прежний бизнес ему стал интересен только в качестве источника денег, которых новый бизнес требовал всё больше и больше. Другие собственники, будучи заинтересованными в построении успешной компании, хотели заработанную прибыль вкладывать в её развитие. Нетрудно догадаться в какой форме и манере проходили в этой организации общие собрания учредителей. Дело уже дошло до раздела бизнеса, так как согласовать интересы владельцев, не получилось
На мой вопрос: «Что бизнес может дать вам в принципе?», собственники обычно называют стандартный «джентльменский набор»: деньги, имидж, успех, власть, самореализация, комфорт.
Бизнес, конечно, может дать деньги. При определённом уровне затрат – имидж. И, безусловно, бизнес может дать определённую власть над людьми. Только достижение (либо не достижение) таких целей может быть измерено исключительно вашими личными чувствами.
Цель вашего бизнеса деньги? Отлично. А сколько денег вам нужно? За какой период вы хотите их заработать? Для чего они вам нужны? И самое главное, чем вы готовы за них заплатить? Ваша цель успех? Прекрасно. Только как вы узнаете, что стали успешным? Это ваше внутреннее чувство? Цель – власть? Как вы это узнаете с учётом того, что власть это всегда про других. Это ваши возможности в отношении других людей. Кстати, а как у вас с навыками использования власти?
Опасность подобных целей для управления заключается в избегании внешних оценок. Если в основе системы управления лежат чувства собственника, то управление в такой организации не может не быть тоталитарным и строиться по принципу, описанному В. Шишковым в романе «Угрюм-река»: «…Соблюдёшь мой антирес, озолочу. А каков этот самый антирес, кумекай сам». Договориться с таким владельцем невозможно в принципе, так как отсутствуют измеряемые критерии. Можно передать наёмному менеджеру цифру, технологию, но ему нельзя передать ваши чувства.
Если же цели можно измерить, следовательно, можно планировать их достижение, поскольку цели всегда лежат в основе решений. Поэтому отвечая на вопрос о целях в бизнесе, выполните практическое задание: пропишите на бумаге требования к своему бизнесу, а именно: чего я хочу как собственник, как генеральный директор и как главный специалист? Лучше распишите по пунктам.
Зачем вам данный бизнес (в контексте личных целей)? Чем вы готовы заплатить за их достижение? После того как цели прописаны, оцените их на реалистичность с точки зрения имеющихся ресурсов. Проверьте ваши требования как собственника возможностями, которые есть у руководителя: по правам, по финансам, по человеческим ресурсам, по компетенциям. Результаты оценки станут основой для бизнес-плана вашей организации. Далее вам останется решить, что из написанного вы сделаете сами, кто вам ещё для этого нужен, ну и, конечно же, сколько это будет стоить?
Всегда помните: "Ваш бизнес может больше!"
P.S. Очень важно выполнять задания письменно, поскольку мысль не записанная - есть мысль потерянная. Заведите себе отдельную тетрадь или файл на компьютере, куда вы будете заносить полученные результаты. Выполняя практические задания, вы будете системно изменять собственный образ мыслей и как следствие ваш бизнес. Поэтому, крайне важно подходить к выполнению заданий максимально обдуманно и осознанно. Результаты выполнения заданий должны быть основой для принятия и реализации управленческих решений. Возникающие вопросы и полученные результаты можно присылать мне на почту: alexpokrov72@mail.ru
P.S.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег, друзей или клиентов, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку на данный пост. Вы также можете рекомендовать этот пост в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку.


Комментариев нет: