пятница, 6 декабря 2013 г.

Кто я в своём бизнесе?

На написание данного поста меня вдохновил диалог с одним из руководителей организации. После окончания консультирования, когда решение было найдено, руководитель посетовала консультанту на то, что она вынуждена контролировать каждую мелочь и самое ужасное время – это момент возвращения из отпуска, так как фактически приходится собирать весь бизнес по частям.
На вопрос консультанта: почему же так происходит, руководитель ответила, что никому не доверяет и контролировать всё самой гораздо проще.
Дальнейший диалог выявил проблему, абсолютно типичную для российского бизнеса. Она заключается в том, что для российской бизнес-культуры, характерно одновременное выполнение руководителем нескольких управленческих ролей: собственника, генерального директора и главного специалиста.
Вы спросите, а в чём здесь проблема? Рассмотрим по порядку: как правило, первое время после создания бизнеса его владелец напоминает «белку в колесе». Энергии и сил пока хватает! Следуя известному афоризму «Хочешь, чтобы было сделано хорошо, сделай это сам», новоиспечённый бизнесмен делает всё сам, везде и всегда.
Проделайте простое упражнение: сожмите пальцы одной руки в кулак сильно-сильно, до боли и хруста. Засеките время, сколько вы сможете удерживать кулак в таком состоянии. Долго?! Что произойдёт с вашими пальцами после их разжатия? В каком они будут состоянии? А собственник сам себя держит в состоянии «сжатого кулака», а потом ещё и удивляется тому, что происходит с ним и с его бизнесом.
Решение данной проблемы начинается с разделения ролей владельца бизнеса, его управляющего и главного специалиста (для начала хотя бы в своей голове).
Задайте себе вопрос: «Кто я в своём бизнесе?» Ответ на него далеко не так прост, как может показаться вначале. Владельцу бизнеса приходится одновременно сочетать в себе самом несколько ролей. Первую роль мы уже упомянули выше – это роль главного специалиста. Он делает сам всю основную и важную работу, знает все тонкости выполнения и делает её лучше любого из своих сотрудников.
Вторая роль – собственник бизнеса. Профиль собственника - оптимист, стрессоустойчивый, человек, создающий риски. Собственник имея на бизнес максимальное влияние, является и основным источником рисков для компании.
Кроме того, сам бизнес – это всегда игра в риски. Сначала вы вкладываете свои деньги, а только потом надеетесь получить прибыль. Если вы как собственник настроили свой бизнес правильно, то можете лично в нём не работать, однако получать прибыль и иные блага, которые, в принципе, он может вам дать.
И третья роль – это менеджер (управляющий). Его профиль выглядит ровно наоборот: тревожный, мнительный и технологический. Он должен всё пересчитывать и минимизировать риски, так как ему платят деньги именно за это. Следовательно, если вы хороший собственник, то, по определению, плохой менеджер. Если вас тянет в сторону менеджмента, то вы вытесняете из себя собственника.
Поскольку бизнес растёт, то собственнику приходится расти вместе с ним, но в какую сторону?! Рост в качестве бизнесмена предполагает необходимость «отодвинутся от бизнеса», а это много времени и шагов. А если вы хотите расти как менеджер, то кто тогда будет хозяином?
Ответ на данный вопрос откроет вам путь к свободе как финансовой, так и личной. В противном случае вы заложник своего бизнеса или его раб.
Итак, основная задача собственника – формулировать требования, т.е. хотеть. Более того, уровень амбиций владельца – ключевой фактор для успеха компании.
Главная задача менеджера – это воплощение желаний собственника в жизнь. Поговорить «тихо сам с собою», самому себе сформулировать требования и от самого себя потребовать их выполнения – это очень сложная задача, однако абсолютное большинство российских компаний возглавляют единые в двух лицах генеральные директора и собственники. 
Но каждая из личностей требует определённого времени для того, что бы почувствовать комфорт. Следовательно, любой нормальный бизнесмен хочет иметь структуру, которая позволит ему ничего не делать, лежать на пляже и только считать деньги. К сожалению, это не про нас сегодняшних и владелец бизнеса вынужден быть «многостаночником», так как каждый сотрудник стоит бизнесу определённых денег, а их ещё надо заработать. И здесь проблема заключается только в одном: «Как проконтролировать себя?», «В какой момент я собственник?», «В какой момент я генеральный директор?»
В сутках всего 24 часа и решение оперативных вопросов даже в небольшой компании «сожрёт» это время и даже ахнуть не успеете (один из руководителей, осознав указанную проблему, признался, что собственником он бывает только ночью во сне).
Возможным выходом из сложившейся ситуации может быть назначение самому себе специального времени, когда вы собственник. Эта нехитрая технология поможет вам хоть как то структурировать своё время.
В заключение отмечу, что осознав и разделив роли, которые вы играете в своём бизнесе (хотя бы у себя в голове), а также ответив на поставленные вопросы (желательно письменно), вы сделаете огромное продвижение вперёд к построению эффективной компании. Бизнес – это всегда проекция своего владельца. И если вы хотите в нём что-то изменить, для начала вам придётся изменить себя.
В следующий раз мы поговорим с вами о целях, которые вы хотите реализовать в бизнесе.

Комментариев нет: