пятница, 26 декабря 2014 г.

Жизненный цикл организации: стадия "Аристократизация"

  Уважаемые читатели блога. Если вы и ваши сотрудники стали замечать трудности с изменениями. Если вам хочется покоя и стабильности, значит стадии "Расцвет" и "Стабилизация" пройдены и ваша организация плавно перешла в фазу "старения", вплотную приближаясь к стадии "Аристократизации".

 «Аристократизация» характеризуется тем, что взаимодействия между людьми, образующими организацию, становятся всё более и более важными. 

  Люди хотят, чтобы было меньше конфликтов и меньше изменений. Для уменьшения числа конфликтов компания на этапе «Аристократизации» старается поддерживать изменения на минимально возможном уровне

  Разногласий в ней становится всё меньше и меньше, а сама компания начинает напоминать клуб «старых приятелей». Снижение темпов изменений приводит к тому, что организация неуклонно удаляется от своих клиентов. 

   Дух предпринимательства в ней слабеет, что в свою очередь ведёт к тому, что:
  • Снижаются ожидания в отношении роста и развития;
  • Постепенно угасает интерес к завоеванию новых рынков, освоению новых технологий;
  • Приоритет отдаётся былым заслугам и достижениям, а не видению будущего;
  • Любая попытка изменить существующий порядок вещей вызывает подозрение;
  • Вознаграждают послушных, то есть тех, кто делает то, что велят;
  • Акцент делается на межличностные отношения внутри организации;
  • Деньги расходуются на внедрение новых систем контроля, премии и бонусы для лояльных сотрудников, а также на обустройство помещений;
  • Поощряется приверженность традициям, соблюдение всевозможных ритуалов и формальностей в одежде и в общении;
  • В качестве рабочего девиза используется лозунг: «Главное не гони волну»;
  • Внедряются лишь незначительные внутренние инновации и ради сохранения хоть какого-то духа предпринимательства, покупаются другие компании.
Устойчивое снижение гибкости, имеет долгосрочные последствия. Способность добиваться целей и нужных результатов уходит глубоко на второй план. 

Поскольку компании не стремиться использовать долгосрочные возможности, то от этого страдает и её способность реагировать на краткосрочные потребности. 

Компания ещё способна добиваться определённых результатов, но она уже не способна их  предсказать. Её цели по большей части являются краткосрочными, не требующими большого риска.

Вследствие ограничения долгосрочной перспективы у организации вырабатывается новый стиль поведения. 

Атмосфера внутри становиться всё более застойной. Значение приобретают не результаты деятельности сотрудников, а то, как они это делают. 

Пока человек соблюдает ритуалы и правила, а также «не гонит волну», он вполне может выжить и даже получить повышение. 

Наличие или отсутствие конкретных достижений в работе – не имеет большого значения.

Совещания, заседания, обсуждения все больше ритуальны, а не необходимы. Те, кто склонны по-прежнему к предпринимательству, чувствуют себя взаперти - им неуютно, тесно.

А вот на стадии, которую И. Адизес осторожно назвал «Ранней бюрократизацией», «предприниматели», то есть те, кто непосредственно создают прибавочную стоимость, вынуждены явно уступать господству «администраторов» (юристов, экономистов, бухгалтеров, финансистов и т.д.), и предпочитают покинуть организацию. Иногда со своей клиентской базой, с уже заработанной репутацией, личными связями и т.д.

Наконец, «Бюрократизация» состоялась в полной мере. Главные ценности - безопасность, неизменность

Рассогласованность целей и действий между подразделениями по горизонтали, по диагонали, а также между целями фирмы и сотрудников становится угрожающей. 

Нововведения как-то нехотя декларируются, но все знают, что в реальности ничего меняться не будет, и нужно просто подождать конца очередной инициативы. 

Борьба за влияние, ресурсы, посты и должности переходит в конфликтность и взаимную отчужденность.

А дальше... Не будем о грустном. Для удобства, изобразим вышесказанное в виде схемы жизненного цикла:


На сегодня всё. В следующий раз мы проведём сравнительный анализ фаз: "Роста", "Зрелости" и "Старения" по следующим критериям: соотношение динамики и контроля; уровень формализации; ведущие ценности; основные риски. Не пропустите.

А пока предлагаю Вам подумать над следующим вопросом: "Какая из фаз жизненного цикла является для Вас самой привлекательной и почему?" Не забудьте написать мне о результатах ваших размышлений. Продолжение следует...

P.S. Заметили в организации симптомы описанные выше? Хотите поделиться результатом выполнения задания, задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, обсудить заметку с автором, пишите мне лично по адресу: pokrovskiy@exct.ru (письмо можно отправить прямо внизу этой страницы или воспользоваться сервисом написать письмо автору, который находится справа от текста). Вы также можете оставить комментарии (воспользуйтесь сервисом отправить комментарий внизу страницы). Они всегда приветствуются и не редактируются. 

    P.S.S. Если Вы считаете, что эта заметка будет интересна кому-то из Ваших коллег, партнёров, друзей или клиентов, может помочь ему в бизнесе или в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку на данную заметку. Вы также можете рекомендовать заметку в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку.  

Комментариев нет: