среда, 16 июля 2014 г.

Проблемные сотрудники. Кто они?



                                — А где я могу найти кого-нибудь нормального?
                                   — Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. 
                                               Ведь все такие разные и непохожие. 
                                                           И это, по-моему, нормально.

                                                            Л. Кэррол "Алиса в стране чудес"


Что мне делать с «проблемными сотрудниками»? Это один из наиболее часто задаваемых мне вопросов. Наверное, каждому из нас, хоть раз в жизни, приходилось попадать в ситуацию, когда окружающие совершали поступки, противоречащие сложившимся нормам и правилам. В любой, даже самой маленькой организации, существует свой свод правил поведения, как писанных, так и не писанных, нарушение которых расценивается как «проблемное поведение», а лицо допустившее нарушение, автоматически зачисляется в разряд «проблемных сотрудников».

 Следствием такого поведения будет нарастание напряжённости, обострение отношений в коллективе, возобновление застарелых и появление новых конфликтов и т.д. В итоге – ухудшение производительности труда и падение эффективности со всеми вытекающими.

   К сожалению, число таких «возмутителей спокойствия» растёт год от года. Почему? Да потому, что в России рост стоимости нематериальных активов (т.е. людей) катастрофически опережает их производительность. А если подсчитать, в какую сумму обходятся вашей компании эти самые «нематериальные активы», то вы легко согласитесь с тем, что на рынке труда идёт вторая мировая война за человеческие ресурсы. И если раньше воевали за «хороших», то теперь приходится воевать за любых. Кстати, а вы знаете, в какую сумму обходятся вашей организации «нематериальные активы»? Если нет, то, наверное, это знает ваш HR? Тоже не знает? И даже никогда не задумывался об этом? Отлично. У вас есть прекрасный повод подумать: а тем ли он занимается, чем должен на самом деле? <1>

  Можно ли выиграть в этой войне? Есть ли та путеводная нить, которая поможет выйти из затруднительной ситуации? Отвечу, что можно. Как это сделать? Научиться управлять теми сотрудниками, которые есть в вашем распоряжении, а также научиться взаимодействовать с «проблемными» подчинёнными. Ответам на данные вопросы и будет посвящён данный цикл заметок. И начнём мы с определения того, кто такие «проблемные сотрудники».

   Консультанты в области управления человеческими ресурсами, выделяют разные типы проблемных сотрудников: <2>
  •  Ленивые – делают гораздо меньше, чем могут на самом деле;
  • Злые – в отношениях с другими людьми ведут себя крайне вызывающе, раздражительно и агрессивно;
  • Беспомощные – их стремление избежать неудачи, приводит к тому, что он  её обязательно терпят;
  • Эмоциональные – слишком чувствительные в отношениях с другими;
  • Аморальные – ради собственного удовольствия используют людей и систему, нанося им ущерб;
  • Занимающие оборонительную позицию – при любом намёке на перемены, сразу воздвигают барьеры и оказывают сопротивление;
  • Ожесточённые – помнят старые обиды;
  • Уклоняющиеся – активно избегают выставлять напоказ свои дела;
  • Бесчувственные – равнодушны к окружающим;
  • Недалёкие – делают неверные или ограниченные умозаключения;
  • Самоуверенные – часто считают себя непогрешимыми;
  • Запуганные – ограничивают свои потенциальные возможности.

   При поступлении запроса: «Что мне делать с проблемными сотрудниками?» я всегда уточняю: «кто такой для вас проблемный сотрудник?». Подавляющее большинство руководителей оценивает «проблемность» сотрудника с точки зрения результатов его труда.

  На самом деле видов и типов проблемных сотрудников великое множество. Так, бизнес-тренер Наталия Зайцева, предлагает классифицировать проблемных сотрудников в группы по характеру их поведения в коллективе: <3>

1)  Активные – «звёзды», «всезнайки», «возмутители спокойствия», «бунтари», «хулиганы», «манипуляторы»;

2)   Пассивные – «пофигисты», «недоросли», «балласт»;

3)  Приспосабливающиеся – «лгуны», «халтурщики», «саботажники», «нытики», «негативщики», «хамы», «циники»;

4)   Изгои – «тихони», «белые вороны».

Конечно же, данная классификация, далеко не полная и объединяет в себе, так называемые, «химически чистые типы». Любой руководитель при желании легко дополнит её множеством ролей и форм поведения сотрудников, которых он считает проблемными. Более того, человеческая натура обладает свойством приспосабливаться к внешним обстоятельствам и соответственно менять своё поведение в зависимости от них. Так любой «халтурщик» с лёгкость исполнит роль «недоросля», пытаясь повесить на руководителя «свою обезьяну» (подробнее об этом читайте: «Менеджер и его время,или Кому достанется обезьяна»).

По сути, такой сотрудник с помощью манипулятивных техник пытается переложить на руководителя ответственность за решение своих производственных задач. У меня набралась уже целая коллекция способов манипулирования подчинёнными своими руководителями, которая регулярно пополняется.

Однозначного ответа, какой из типов проблемных сотрудников наиболее неприятен и сложен в управлении не существует, хотя по данному вопросу регулярно проводятся социологические исследования. Например, по данным исследования, проведённого компанией Citrix Survey, 51% служащих считают, что «нытик» - один из самых неприятных сотрудников.

Безусловно, что оценка степени «проблемности» сотрудника напрямую зависит от ответа на вопрос: «а судьи кто?». Каждый из нас руководствуется своим виденьем ситуации. У каждого своя, правда и свои понятия о «добре» и «зле» и о том, что «такое хорошо и что такое плохо». В подчинённых мы хотим видеть не просто исполнителей, а единомышленников и даже соратников целиком и полностью разделяющих наши жизненные ценности и установки. Не увидев этого, мы бываем жестоко разочарованными и автоматически зачисляем таких сотрудников в разряд «проблемных». Осознание того, что все люди разные, у каждого из нас «своя правда жизни» и «одной на всех» её не существует, зачастую носит весьма болезненный характер.

        А вы в отношениях с людьми, проявляющими свою индивидуальность, готовы принять «другую правду» и «другую картину мира»? Если нет, то приведу вам замечательную цитату из книги Гэвина Кеннеди «Договориться можно обо всём! Как добиваться максимума в любых переговорах»: «Поведение других людей – исключительно их личное дело и никак не ваше. Ваша задача – не принимать их слова или действия как личный вызов. Их поведение не влияет и не должно влиять на конечный результат. Когда вы это осознаете, всё сразу станет на  свои места».

       
 В заключение практическое задание и не забудьте написать мне о полученных результатах. Письменно ответьте на следующие вопросы:

1) Кто для вас является "проблемным сотрудником"?;

2) Какими критериями вы руководствуетесь зачисляя сотрудника в категорию "проблемных";

3) Что вам даёт основание считать их "проблемными"?

6) Как их "проблемность" сказывается на состоянии дел в организации?;

7) Поведение проблемного сотрудника регулярно создает трудности для организации или он только временно демонстрирует такое поведение?

7) Согласны ли вы с тем, что все люди разные и у каждого "своя правда"?;

8) Насколько вы готовы/не готовы принимать "другую правду"? С чем это связано?;

8) Как разница во мнениях помогает/мешает работе Вашей команды?
            
    <1> В современной англоязычной деловой практике профессия, о которой мы говорим, называется human resource manager, сокращенно HRM, а еще сокращеннее — просто HR (эйч-ар). В дословном переводе этот термин звучит как «управляющий человеческими ресурсами» Отечественным специалистам этот термин вместе с аббревиатурами страшно понравились и вошли в моду.
       <2>   См. Вудкок М., Френсис Д. «Раскрепощённый менеджер»;
       <3>  См. Зайцева Н.А. «Десять советов по взаимодействию с проблемным подчинёнными, руководителями, слушателями».

Нет времени отслеживать обновления, однако вы не хотите пропустить важную и полезную информацию? Не отчаивайтесь. Выход есть! Подпишитесь на обновления и вы точно не упустите ничего важного, интересного и полезного. Как это сделать? Просто введите ваш адрес электронной почты в раздел: "Подпишитесь на обновления блога" и нажмите на кнопку "Submit"
Вы также можете стать постоянным читателем блога. Для этого воспользуйтесь сервисом: "Стань постоянным читателем" (находится справа от текста). 

P.S. Хотите развить в себе лидерские качества, задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, поделиться результатами выполнения заданий, обсудить заметку с автором, пишите мне лично по адресу: alexpokrov72@mail.ru (письмо можно отправить прямо внизу этой страницы или воспользоваться формой обратной связи, которая находится справа от текста). Вы также можете оставить комментарии. Они всегда приветствуются и не редактируются.

      P.S.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег, друзей или клиентов, может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку на данную заметку. Вы также можете рекомендовать эту заметку в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку.   


Комментариев нет: