пятница, 4 июля 2014 г.

Доказал, но не убедил или секреты эффективной аргументации лидера

В сегодняшнем выпуске блога я расскажу о таком коммуникативном навыке лидера, как убеждение, а поскольку убеждаем мы с помощью аргументов, то основы «теории аргументации» также не останутся без моего внимания.
  
  Что же такое убеждение? Убеждение - это способ воздействия на человека при помощи слов, эмоций или поступков,  то есть аргументов. К убеждения мы обычно прибегаем тогда, когда необходимо переместить человека из его собственной позиции в позицию нужную нам. Руководитель Таллинской школы менеджеров В.К. Тарасов называет этот процесс «расширением картины мира» <1>.

      В жизни нам всем приходится отстаивать свою  точку зрения, убеждать других людей, спорить с оппонентами, чтобы добиться своего. Это может произойти в любой момент и в любом месте, на работе или дома. И от того насколько аргументы окажутся убедительными и будет зависеть: примет ли собеседник нашу сторону или останется при своём мнении.

   Ивану Сергеевичу Тургеневу, принадлежит замечательная фраза, которой не могу с вами не поделиться: «Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит, но из самого твоего поражения ты сможешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы не осталась победа, ты, по крайне мере, испытаешь удовольствие от борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего: спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом! Ни славы, ни выгоды ты не добудешь… Но отчего иногда не позабавиться!»

   Итак, что же такое аргументация? Аргументация – это процесс доказательственного рассуждения, приведения аргументов и доводов, направленный на убеждение собеседника и обоснование истинности суждения. Как и в коммуникациях, в процессе аргументации всегда задействованы две стороны (а когда наедине, тихо сам с собою – это уже не аргументация).

   Одна из сторон – это тот кто доказывает (по умному называется «аргументатор»). Вторая сторона – «реципиент» (снова умничаю), то есть тот кому вы адресуете свои доводы.

      В качестве основы любой аргументации служит «доказательство», то есть по средствам чего вы подтверждаете истинность своих суждений.

Однако, для эффективной аргументации одних доказательств явно недостаточно. Помните фразу: «Доказал, но не убедил», то есть требуется ещё и убеждающее воздействие на реципиента.


            Доказательство имеет свою чётко организованную структуру:

       
  • Тезис - это высказанное аргументатором суждение, которое подлежит доказыванию;
  • Аргументы - совокупность взаимосвязанных суждений с помощью которых обосновывается тезис;
  • Демонстрация - логическая форма построения доказательства.
  Доказательства бывают двух видов:


  • Естественные доказательства - это документы, статистические данные, рассказы очевидцев и т.д., то есть всё то, что доступно и очевидно.
  • Логические доказательства - это такие которые строятся по законам логики.
  • Этические доказательства,- обычно апеллируют к нормам морали и нравственности.
  • Эмоциональные доказательства - взывают к чувствам человека.
   Существует ещё одна систематизация доказательств: "прямые" и "косвенные". 

    При использовании прямых доказательств, оратор приводит совокупность аргументов из которых логично вытекает тезис.
   
    При косвенном доказывании, вместо аргументов формируется антитезис, несостоятельность которого и подлежит доказыванию в дальнейшем. Из законов логики следует, что если из двух противоречащих друг другу утверждений, одно ложно, следовательно, другое является верным. Если антитезис был ошибочным, следовательно, тезис является верным. Такой приём ещё называют "доказательством от противного" <2>.
     
   На этом я заканчиваю маленький ликбез по теории аргументации и в заключении поделюсь одним своим наблюдением: эффективный лидер - это всегда хороший оратор, но не каждый хороший оратор - лидер. Развивайте свои коммуникативные навыки, учитесь искусству убеждения и публичного выступления, будьте лидерами.

     В следующий раз, расскажу об умении лидера вдохновлять. Следите за обновлениями. Продолжение следует...

    Нет времени отслеживать обновления, однако вы бы не хотели пропустить важную и полезную информацию? Не отчаивайтесь. Выход есть! Подпишитесь на обновления и вы точно не упустите ничего важного. Как это сделать? Просто введите ваш адрес электронной почты в раздел: "Подпишитесь на обновления блога" и нажмите на кнопку "Submit" или воспользуйтесь одним из популярных RSS каналов. Вы также можете стать постоянным читателем блога. Для этого воспользуйтесь сервисом: "Стань постоянным читателем" (находится справа от текста). 

   <1> Подробнее о расширении картины мира читайте у Владимира Тарасова в книге "Искусство управленческой борьбы".   

    <2> При написании заметки использованы материалы из книги Никиты Непряхина  "Гни свою линию. Приёмы эффективной коммуникации".

P.S. Хотите развить навыки эффективной аргументации, задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, поделиться результатами выполнения заданий, обсудить заметку с автором, пишите мне лично по адресу: alexpokrov72@mail.ru (письмо можно отправить прямо внизу этой страницы или воспользуйтесь формой обратной связи) или оставляйте комментарии. Они всегда приветствуются.

      P.S.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег, друзей или клиентов, может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку на данную заметку. Вы также можете рекомендовать эту заметку в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку.   


Комментариев нет: