Как часто бывает, тему для заметки подсказала сама жизнь.
Несколько дней назад я получил майский номер делового журнала ". DOC" (доступен по ссылке: http://www.consultantkomi.ru/.doc/)
Тема номера: "МЕХАНИКА СБЫТА". Слов нет. Тема весьма и весьма актуальная.
Однако в анонсе "ОТ РЕДАКЦИИ" я прочитал следующие строки:
"Эффективные продажи - залог успешного развития бизнеса. Но высокие коммерческие результаты невозможны без чёткой системы управления и контроля продаж, а также без постоянной популяризации и продвижения продукта".
Изучение публикаций посвящённых теме номера показало, что авторы пишут об управлении ПРОДАЖАМИ, маркетинге доверия, удержании клиентов, о том как продать за 60 секунд и т.д., но нет ни одной статьи про СБЫТ.
Возникает закономерный вопрос: "А СБЫТ и ПРОДАЖИ - это одно и то же? И если нет, то в чём между ними принципиальная разница?
Побродив по бескрайним просторам интернета я нашёл вот такую сравнительную таблицу <1>
Сбыт
|
Продажи
|
Что общего между ними?
|
|
Успешные продажи предопределяют потребность фирмы в
организации эффективного сбыта товаров
|
|
В чем разница между ними?
|
|
Не предполагает активных действий менеджеров и сотрудников
фирмы по стимулированию получения выручки
|
Являются главным условием получения фирмой выручки
|
Предполагает коммуникации с клиентом по вопросам удобной
доставки, оплаты, сервисного сопровождения поставок товаров
|
Предполагают коммуникации с клиентом по схемам активных
продаж, осуществление рекламной деятельности, PR.
|
Из неё следует, что ПРОДАЖИ - это один из элементов СБЫТА. Безусловно, такая точка зрения имеет право на существование. С ней можно соглашаться или спорить.
Полагаю, что разница между ПРОДАЖАМИ и СБЫТОМ безусловно существует и заключается она в смысле который вкладывается в эти понятия.
Проиллюстрирую сказанное примером, который почерпнул у коллеги по цеху Игоря Альтшуллера <1>.
"На некоем заводе отдел сбыта переименовали в отдел маркетинга. Отчаявшись понять, что дама из сбыта, назначенная начальником отдела маркетинга, имеет в виду под словом "маркетинг", я задал ей очень простой вопрос: "А как бы вы определили смысл слова "сбыт"?"
Ответ был великолепен: "Сбыт - это избавление от произведённой продукции". Я попытался уточнить: "А зачем от неё избавляться?" Последовал ещё один изящный ответ: "А на что же мы будем покупать сырьё?"
О качестве продукции я решил спросить не напрямую, а с "вывертом": "Много у вас случаев воровства продукции с предприятия?"
Третий ответ был достоин первых двух: "Да что вы! У нас уже пару лет нет вообще никакого воровства, да и кому это д...мо нужно?"
Да, форму скопировать легко, содержание трудно. И если вы от сотрудников будете требовать "избавляться от произведённой продукции", то от переименовывания "сбыта" в "продажи" (или наоборот), ничего не измениться.
Эффективно "развернуть" предприятие в сторону клиента, в сторону рынка можно только целиком, включая все его "этажи" и "отсеки".
<1> Источник: http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-sbyt-ot-prodazh/
<2> Стратегия и маркетинг. Две стороны одной медали, или Просто о сложном/ И.Г. Альтшуллер - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 20011. - 288 с.
P.S. Хотите задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, обсудить заметку с автором, пишите мне лично по адресу: pokrovskiy@exct.ru или воспользуйтесь сервисом "Напишите мне" (справа от текста).Возникло желание оставить комментарий? Сервис "Отправить комментарий" к вашим услугам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий