понедельник, 22 мая 2017 г.

О СВЯЗИ ОБРАТНОЙ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО. ЧАСТЬ-5


Дорогие читатели и подписчики моего блога, сегодня Понедельник, а значит пришло время для новой заметки в блоге.

Напомню, что мы продолжаем разговор на тему: "Как оценить эффективность проведённого обучения?" и сегодня рассмотрим первый из "четырёх уровней оценки" 
разработанных Д. Кирпатриком (подробнее смотри здесь).

Уровень 1 – "Reaction" (Реакция).
Оценка на данном уровне показывает как участники реагируют на программу обучения. 

Сам Киркпатрик называет это "оценкой удовлетворённости потребителей" и подчёркивает, что реакция участников является очень важным критерием успешности тренинга, как минимум, по двум причинам.

Во-первых: люди так или иначе делятся своими впечатлениями от тренинга со своим руководством, и эта информация уходит выше. Следовательно, она влияет на принятие решений о продолжении тренинга.

Во-вторых: если участники не будут реагировать позитивно, то у них не будет мотивации к научению. 

По мнению Киркпатрика, позитивная реакция не гарантирует успешного освоения новых знаний, умений и навыков. Отрицательная же реакция на тренинг почти наверняка означает уменьшение вероятности научения.

Как же оценить уровень удовлетворённости участников? 

Можно с помощью вопросов, отвечая на которые участники выразят степень своей удовлетворённости проведённым тренингом:
  • Что было легко?
  • Что было сложно?
  • Что понравилось?
  • Что не понравилось?
  • И т.д.
А можно использовать более сложный инструмент, а именно методику измерения Net Promoter Score (NPS), которая нацелена на измерение уровня лояльности покупателей. 

Методика Net Promoter Score была разработана Фредом Райхельдом. В 2003 году она была презентована как очень простой и быстрый способ выявления клиентской лояльности. 

Замер уровня NPS основывается на единственном вопросе: "Насколько вероятно, что вы порекомендуете продукт/компанию своим друзьям и знакомым?"

Данный вопрос, в слегка изменённой форме, отлично подойдёт и для оценки уровня удовлетворённости участников программой обучения: "Насколько вероятно, что вы порекомендуете принять участие в тренинге (мастер-классе и т.д.) своим друзьям и знакомым?"

На этот ключевой вопрос участникам  предлагается ответить, ориентируясь по шкале от 0 до 10, где безоговорочно положительный ответ соответствует максимальным 10 баллам, а категоричное «точно не стану рекомендовать» означает 0 баллов.

Далее, основываясь на ответах, всех респондентов делят на три категории:

  • от 1 до 6 баллов – "Критики";
  • от 7 до 8 баллов – "Нейтралы";
  • от 9 до 10 баллов - "Лояльные"

Дальнейший количественный анализ предполагает простейший расчет индекса NPS – индекса лояльности. Для этого определяется выраженность группы "Лояльных" и группы "Критиков" в процентах и определяется разница путем вычитания второго показателя из первого.


Результат ограничен пределами от +100 до -100. Очевидно, что индекс NPS будет равным + 100 только в том случае, если абсолютно все опрошенные участники окажутся на 100% удовлетворены обучением, а "Нейтралов" и "Критиков" в группе не окажется.

 Аналогично индекс NPS примет максимальное отрицательное значение -100, если никто из участников тренинга не готов рекомендовать его другим, и в ответах на главный вопрос методики (есть ещё и дополнительные) не окажется оценок выше 6 баллов.

Как любой инструмент, методика NPS имеет свои сильные и слабые стороны, но это уже совсем другая история.

На сегодня всё. В следующий раз поговорим об остальных уровнях "оценки эффективности обучения" по Киркпатрику. Не пропустите. Продолжение следует...

P.S. Хотите задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, обсудить заметку с автором, пишите мне лично по адресу: pokrovskiy@exct.ru  или воспользуйтесь сервисом "Напишите мне" (справа от текста).Возникло  желание оставить комментарий? Сервис тправить комментарий" к вашим услугам.

P.S.S. Считаете, что заметка будет интересна кому-то из Ваших коллег, партнёров, друзей или клиентов, может помочь ему в бизнесе или в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку или порекомендуйте заметку в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку. 


Комментариев нет: