воскресенье, 15 декабря 2013 г.

Как не повторить судьбу "Титаника"

Уважаемые читатели. Знаете ли вы статистику выживаемости среди новых бизнесов?
           К. Бакшт в книге «Как загубить собственный бизнес» приводит следующие данные: за первые три года с момента создания их гибнет примерно две трети. За следующие три года из выживших гибнет ещё две трети. Результат: из вновь создаваемых бизнесов через шесть лет с момента создания выживает лишь каждый десятый.
       Вы скажете, автор несколько сгущает краски, тогда давайте обратимся к данным мировой статистики.
Согласно исследований проведённых Financial Times средний срок жизни компаний в Европе и Америке составляет:
-          60-е гг. XX века – 43 года;
-          70-е гг. XX века – 32 года;
-          80-е гг. XX века – 25 лет;
-         90-е гг. XX века – 19 лет;
-    ХХI век, 10-е гг. – 14 лет.
Сегодня только 7% компаний в Европе и Америке живут более 20-ти лет исследование вошли компании с оборотом более 100 млн. в год, 1-я тройка лидеров в своих сегментах, сроком жизни более 10-ти лет, Европа, Америка).
Самая большая опасность в бизнесе и в личной жизни, помимо откровенного провала, - быть успешным без ясного понимания, что сделало тебя таким. Неудачи в бизнесе, провалы проектов, обманутые надежды либо желание собственника продолжать развивать бизнес устойчиво и надёжно, побуждает искать эффективные пути и способы решения ключевых вопросов для бизнеса.
      Вы никогда не задумывались над вопросом: «Почему утонул «Титаник»? На тот момент он был самым большим и современным судном, оснащённым по последнему слову науки и техники.
   Официальная версия всем хорошо известна – столкновение с айсбергом. Но столкновение – это следствие, а в чём же причина?
         На мой взгляд, причина лежит в сфере управления, а именно в банальном нарушении его законов (ведь «Титаником», в отличие от айсберга, кто-то управлял).
     Вы можете мне возразить, что айсберг – это, чистой воды, случайность, которую невозможно было предвидеть и предсказать. Однако финансовый кризис 2008 года, тоже непредсказуемая случайность и, тем не менее, многие российские компании смогли его не только успешно преодолеть, но и прибавить обороты в своём развитии.
    Кроме того, если мы готовы прощать капитану случайности, тогда становиться непонятно, а за, что, он собственно, несёт ответственность? Управление нужно для того, чтобы вопреки всем обстоятельствам и случайностям корабль доплыл до точки назначения целым и невредимым. Если это произошло, то можно сказать, что управление есть. А если корабль не прибыл в порт назначения, а капитан не виноват, то где же здесь управление? Его просто нет.
      Для того чтобы успешно преодолеть расстояние из точки «А» до пункта «Б», любой корабль как минимум должен иметь: пункт назначения (т.е. цель плавания); маршрут движения (от чего к чему); организованный процесс движения (все знают, что нужно делать чтобы корабль двигался); запись пройденного маршрута; текущий контроль среды (внутренней и внешней).
       Пункт назначения у «Титаника» был, маршрут проложен, раз корабль двигался, то с организацией движения всё было в порядке, запись пройденного пути вели, а вот контроль обстановки отсутствовал. Именно по этой причине и произошло столкновение с айсбергом и совсем не важно присутствовал ли физически в этот момент капитан на мостике или нет. Отсутствие контроля - есть нарушение фундаментальных законов управления, за которым следует суровая расплата.
       В бизнесе, как и в море, проторенных дорог нет, а вот рифов, мелей и блуждающих айсбергов предостаточно. Что же должна иметь организация, чтобы не повторить судьбу «Титаника»? В принципе тоже, что и любое нормальное судно (конечно с учётом специфики конкретного бизнеса).
     Любая организация должна иметь результаты деятельности, к которым она должна придти в назначенный период времени. Для предприятия – это цель, к достижению которой стремиться весь трудовой коллектив. Как минимум, цель необходимо установить и довести до сведения подчинённых.
       А кто собственно задаёт цели в бизнесе? Только его владелец, поскольку бизнес – это, с одной стороны, его детище, а с другой – его инструмент и чтобы данный инструмент вас полностью устраивал, имеет смысл для начала прояснить для себя любимого, зачем он вам нужен в принципе, какую идею вы хотите в нём реализовать (подробнее смотри: "Кто я в своём бизнесе" и "Предъявите ваши цели"). Ответьте себе на вопрос: занятие бизнесом для вас…
·         Дело всей жизни;
·         Источник «Хлеба насущного»;
·         Актив на продажу;
·    Средство личной независимости (возможность не работать «на чужого дядю» или государство);
·         Любимая игрушка;
·         Способ самоутвердиться и проявить власть;
·         Что-то ещё?
Осознав свою цель в бизнесе можно приступать к её декомпозиции, а именно разложить на подцели для подразделений, и далее на цели для конкретных исполнителей, которые и будут непосредственно заниматься их достижением. Результатом данной работы будет карта целей предприятия, определяющая вклад каждого члена организации в общий результат. Достигнутый компанией результат и будет местом назначения.
Чтобы привести корабль в порт назначения, штурман корабля прокладывает курс, то есть определяет каким путём судно должно туда прибыть. Для организации прокладка курса – это составление плана действий, т.е. описание конкретных мероприятий и работ, выполнение которых должно привести к достижению намеченной цели (не забудьте назначить сроки выполнения и ответственных).
Понятно, что самый замечательный план не работает сам по себе и его выполнением занимаются вполне конкретные люди. Для того чтобы план был выполнен, работу данных сотрудников необходимо организовать должным образом. В качестве инструмента такой организации, выступает оргструктура предприятия, именно она определяет функционал подлежащий выполнению, а также необходимые ресурсы (люди, деньги, время и т.д.).
Чтобы знать, не отклонилось ли судно от маршрута, необходимо вести запись пройденного пути. Для предприятия в этой роли записи выступает система учёта его хозяйственной деятельности. В первую очередь бухгалтерский и налоговый учёт. Однако указанные учётные системы предназначены для удовлетворения потребностей внешних пользователей в лице государственных органов. Поэтому на предприятии необходима ещё и система управленческого учёта, в которой отражается информация о фактическом выполнении работ определённых планом.
В бизнесе, как и в море, организацию подстерегают многие опасности. И чтобы не сесть на мель или не столкнуться с айсбергом, любая организация должна вести постоянный мониторинг отклонений фактически совершённых действий от запланированных. Это так называемый план-фактный анализ отклонений. Любое отклонение от намеченного плана уводит предприятие в сторону от достижения цели. Но если определять уровень отклонений только по окончанию учётного периода, то по сути это означает, что ваша организация длительное время фактически была без управления.
Именно по этой причине в компании должна быть разработана система индикаторов раннего оповещения. В противном случае вы узнаете о том, что "налетели на риф", только непосредственно в момент столкновения. В бизнесе подобная система получила название «контроллинг».
Осуществление навигации происходит в виде повторяющегося цикла, в котором движение к цели всё время контролируется и проверяется через цепь обратной связи. В практике судовождения такой цикл называется навигационным, а в других видах деятельности – контуром управления.
О контуре управления и его составляющих расскажу в следующий раз.
Те, кому нужно проверить, есть ли у них система навигации, предлагаю заполнить колонку «Ваша организация» в таблице, которая и даст ответ на этот вопрос:

Элементы системы навигации
Успешная организация
Ваша организация
Цель
+   

Планирование
+   

Оргструктура
+   

Система учёта
+   

Контроллинг
+   


Заполнили? Отлично! Теперь вы знаете, почему затонул «Титаник» и видите, почему не утонет ваш бизнес! Или… Ну, тогда у вас есть повод срочно заняться созданием системы навигации, чтобы сделать ваш бизнес непотопляемым!

P.S. Не знаете, как приступить к созданию системы навигации в бизнесе, хотите задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, поделиться результатами выполнения заданий, обсудить статью с автором, пишите alexpokrov72@mail.ru

Р.S.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег, друзей или клиентов, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку на данный пост. Вы также можете рекомендовать этот пост в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку.

Комментариев нет: