среда, 9 сентября 2015 г.

Могут ли быть интересы у юридической фикции?

 На портале zakon.ru прочитал заметку весьма известного в юридических кругах А. Гольблата: "Роль и задачи юридической службы в компании". 
       
  В ней, в качестве одной из задач юридической службы А. Гольблат указывает: "увеличение прибыльности компании за счёт эффективного консультирования и юридического представительства"

 Кому интересно статья доступна по ссылке:  http://zakon.ru/blog/2015/9/1/rol_i_zadachi_yuridicheskoj_sluzhby_v_kompanii
         
   Указанную сентенцию, а также вопрос о том: "Может ли юридической службе вменяться в обязанности увеличение прибыльности?", я оставлю за рамками данной заметки.
    
  Моё внимание привлекла не столько сама публикация, сколько последовавшее обсуждение в рамках которого два моих коллеги по юридическому цеху разошлись во мнениях. 

  Один высказался за то, что юрист должен следовать не интересам акционеров и не интересам отдельных менеджеров, а интересам организации. 

    Второй возразил, что "любая коммерческая организация - это всего лишь инструмент для извлечения прибыли её собственниками и своих интересов у организации просто быть не может. Как можно следовать интересам юридической фикции?"

 По видимому вопрос ставший "камнем преткновения" можно сформулировать следующим образом: "Могут ли у организации быть собственные цели? И если да, то в чём они заключаются?"

   Об этом я и предлагаю по рассуждать, поскольку истина, как всегда, лежит где-то посредине.

  Если мы посмотрим на этот вопрос с точки зрения формальной юридической логики, то действительно, организация - это набор бумаг в сейфе, то есть самая настоящая юридическая фикция и никаких собственных интересов у неё быть не может в принципе.

     А теперь копнём глубже и посмотрим на организацию с точки зрения законов целеобразования. 

    Для начала условимся, что под термином цель - мы будем понимать выбранный и запланированный результат как на уровне самой организации, так и на уровнях её подразделений и отдельных сотрудников.

     Согласитесь, что перепрыгнуть пропасть на 100% и на 98% - это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

  На высокий статус цели могут претендовать лишь те желания, потребности, мечты которые получили рациональное обоснование в виде ответов на вопросы типа "зачем?" и "как?" 

    В противном случае это не цель, а всего лишь намерение, которое вряд ли когда либо будет реализовано.

    Цели в организациях образуются по объективно-субъективным законом. Отменить их невозможно, а вот понять и учитывать - крайне необходимо.
   Поэтому предлагаю вашему вниманию первый закон целеобразования, который гласит: "Образование целей происходит внутри организации".

    Что следует из этого закон целеобразования? А следует из него то, что организация есть целевая общность. В том смысле, что возникает она тогда когда предприниматель не может в одиночку достигнуть поставленной цели и для её достижения ему нужны другие люди - исполнители. Но у тех есть собственные цели.

    Таким образом в любой организации существует несколько источников целеобразования (групп носителей целей), интересы которых нуждаются в согласовании.

     Лучше всего смысл первого закона целеобразования в организации виден из следующей схемы:


   Из неё видно, что во-первых: сам бизнес (т.е. юридическая фикция) имеет собственные цели и это отнюдь не извлечение прибыли, а привлечение и развитие приоритетной клиентуры, а во-вторых: цели собственников, руководителей и персонала достижимы лишь в той мере в какой достигаются цели самого бизнеса и только через них.

     Не согласны? Судите сами. Если цель бизнеса (развитие приоритетной клиентуры) достигается, то собственники видят будущую прибыль. У менеджера есть ресурсы для развития и повышения управляемости. Сотрудники же получают достойное вознаграждение за свой труд. 

      Что в итоге? А в итоге то, что для такой  группы носителей целей  как "собственник бизнеса" организация действительно может выступать в качестве инструмента для извлечение прибыли (если цель только в этом). А вот реализована эта цель может быть только в случае если сама "юридическая фикция" будет эффективно достигать собственных целей. 
       
      О том, может ли юридическая служба решать указанные задачи, а также о её роли и месте в организационной структуре компании поговорим в одной из следующих заметок, так как это уже совсем другая история.

    P.S. Хотите задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, обсудить заметку с автором, пишите мне лично по адресу: pokrovskiy@exct.ru  Вы также можете оставить комментарии (воспользуйтесь сервисом отправить комментарий внизу страницы). Они всегда приветствуются и не редактируются. 

   P.S.S. Если Вы считаете, что эта заметка будет интересна кому-то из Ваших коллег, партнёров, друзей или клиентов, может помочь ему в бизнесе или в жизни - пожалуйста,перешлите ему ссылку на данную заметку. Вы также можете рекомендовать заметку в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку.   



     

Комментариев нет: