понедельник, 23 июня 2014 г.

Чувствительность к изменениям

       

        В прошлый раз мы подробно рассмотрели такой системный навык эффективного лидера как "целеполагание". Сегодня поговорим о «чувствительности к изменениям». 


 Опытные управленцы придерживаются изречения древнегреческого философа Гераклита: «Нет ничего более постоянного, чем перемены». Хотим мы этого или нет, но ни наша организация, ни окружающая среда не останутся теми же самыми даже в ближайшем будущем. Изменения невозможно остановить, но на них можно влиять, и это влияние со стороны лидера имеет место в любом случае, вольно или невольно, сознательно или бессознательно. Самая недальновидная политика в отношении изменений – это борьба с ними, попытка сохранить статус-кво, чтобы всё оставалось также хорошо, как и раньше <1>. 

        Почему недальновидная? Потому что как раньше уже не будет. И даже как сегодня тоже. Кстати, тем, как оно есть сегодня, уже поздно управлять, поскольку: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» <2>.

Но никогда не поздно подумать о том, что будет завтра, и позаботиться о том, чтобы в этом завтра происходило то, что требуется, и не происходило того, что не нужно. Подробнее об управлении будущим читайте: «Загляните в будущее. Иначе его не будет». Управление будущим неразрывно связано с навыком целеполагания. Об этом я также уже писал в заметке: «Правила постановки эффективных целей».

Однако ещё до того как "увидеть цель", необходимо то, что в бизнес - школах называют модным термином «сканированием окружающей среды», кстати, посещая Гарвардскую школу бизнеса, американский миллиардер Росс Перо сказал: «Ребята, ваша проблема вот в чём: то, что я называю «смотреть в окно», вы называете «сканированием окружающей среды»
Ну вот, теперь вы знаете о моём отношении к бизнес-образованию вообще и к МВА в частности. Ну, а тем кто всерьёз задумывается о получении степени МВА, настоятельно рекомендую ознакомиться с трудом Г. Минцберга: "Требуются управленцы, а не выпускники МВА.

Таким образом, лидер должен постоянно «смотреть в окно», а именно видеть, слышать и «спинным мозгом» ощущать всё то, что находится в отдалённом доступе, а тем более в зоне ближайшей досягаемости.

Кроме того, любой нормальный лидер, а эффективный тем более, должен уметь чётко различать три области:
  • Область управления (то есть та, где мы можем принимать решения);
  • Область контроля (где мы уже не можем принимать решения, но ещё можем как-то влиять, убеждать и договариваться);
  • Область наблюдения (возможен только мониторинг ситуации и не более того).

     Так, например, курс евро для большинства из нас явно область наблюдения, а вот отношения внутри фирмы – это уже область управления. То, что происходит в клиентской организации – в лучшем случае находится в области контроля. Управлять мы этим не можем, но "разведданные" получить обязаны (причём любым из возможных способов).


Глобализация является реальностью настоящего времени и стоит только на одном конце света поднять на цент стоимость нефти, как моментально начинает резонировать весь мир. Поэтому лидеру стоит быть особенно чувствительным и улавливать любые, даже очень слабые сигналы, приходящие извне.

Но особенно чутко стоит относиться к сигналам, приходящим изнутри системы. Если до вас доходят слухи, что в вашей компании некоторые сотрудники не довольны уровнем социального обеспечения, то стоит на это, по меньшей мере, обратить внимание, иначе через некоторое время часть сотрудников может оказаться в компании конкурентов, предлагающих более привлекательный соцпакет. 

На сегодняшний день, по сравнению с 70-ми годами ХХ века, средний срок работы в компании топ-менеджеров сократился с 25 до 7 лет и продолжает сокращаться. Поэтому, вовремя не уловив важный сигнал, мы рискуем распрощаться с большой частью наших квалифицированных работников. При этом необязательно развивать внутри команды целый аппарат, целью которого является ревизия сотрудников, так как это может только подрывать доверие и авторитет лидера. Такой лидер современности, как Генри Форд, периодически лично общался с рядовыми сотрудниками, выяснял их потребности, искренне интересовался их нуждами. Говорят, что Генри Форд знал, чуть ли не каждого сотрудника по имени. Такой подход позволял создавать огромный задел доверия рядовых членов команды и помогал собирать уникальную информацию, позволяющую быстро реагировать на любые ситуации, складывающиеся в коллективе <3>.

Так что эффективному лидеру совсем не обязательно содержать службу экономической безопасности или тратить немалые средства на бизнес-разведку. 

Попробуйте для начала просто поговорить со своими сотрудниками: закупщиками, экспедиторами, продажниками, то есть с теми кто непосредственно общается с вашими клиентами и конкурентами. 

Большой ошибкой будет не использовать и такой источник информации как кандидатов на трудоустройство. Поговорив на собеседовании о том как обстоят дела в компании в которой он раньше работал, вы совершенно бесплатно получите много важной и полезной информации. Главное знать, что именно вы хотите спросить и зачем вам эта информацию нужна. 

Ну и не забудьте про ваших клиентов, только не используйте анкеты и не поручайте общение вашим "менеджерам по продажам". Поговорите с ними лично. Клиентов слишком много. Отлично. Тогда выберите наиболее приоритетных и значимых. Как это сделать? Читайте: "Приоритетные клиенты. Кто они?" и "Клиенты разные важны, но все ли клиенты нам нужны?"

На сегодня всё. В следующий раз поговорим о способности лидера "выходить за рамки". Нужно ли эффективному лидеру быть гибким или же он несгибаемо следует к поставленной цели? Обязательно расскажу вам об этом. Продолжение следует... 

У вас нет времени отслеживать обновления? Боитесь пропустить важную и полезную информацию? Не отчаивайтесь. Выход есть! Подпишитесь на обновления и вы точно не упустите ничего важного. Как это сделать? Просто введите ваш адрес электронной почты в раздел: "Подпишитесь на обновления блога" и нажмите на кнопку "Submit" или воспользуйтесь одним из популярных RSS каналов.

<1> Менеджер и организация / Арташес Газарян. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.;
<2> Подробнее читайте Льюис Кэррол: "Алиса в стране чудес. Алиса в зазеркалье" там много настоящих перлов управленческой народной мудрости.
<3> А. Тихонов Ключевые качества современного лидера / Вестник НЛП. № 31.

P.S. Хотите развить в себе лидерские качества, навести порядок в бизнесе, записаться на бесплатную вводную коуч-сессию, задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, поделиться результатами выполнения заданий, обсудить заметку с автором, пишите мне лично по адресу: alexpokrov72@mail.ru (письмо можно отправить прямо внизу этой страницы или воспользуйтесь формой обратной связи. Она находится справа от заметки). Вы также можете оставить комментарии. Они всегда приветствуются.

P.S.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег, друзей или клиентов, может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку на данную заметку. Вы также можете рекомендовать эту заметку в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку.


Комментариев нет: