воскресенье, 26 января 2014 г.

Строим бизнес-модель часть 1.

Уважаемые читатели, недавно я вернулся из командировки в г. Москва, где принимал участие в мастер-практикуме по теме «БИЗНЕС-МОДЕЛЬ: теория и практика в работе консультанта».
На данном мастер-практикуме я учился строить и анализировать бизнес-модели, которые является сердцем любой успешной организации (подробнее смотри:        «Исторический материализм в управлении»). 
В этой статье я спешу поделиться с вами своими мыслями и наработками по данной теме, но перед тем как начать читать ответьте себе на три вопроса:
- У вас предпринимательский дух?
«Да» или «Нет»?

- Вы постоянно думаете о том, как создать и строить новые предприятия, или как улучшить или трансформировать вашу организацию?
«Да» или «Нет»?
- Вы пытаетесь найти инновационные способы ведения бизнеса, чтобы заменить старые, устаревшие?
«Да или «Нет»?
Если вы ответили «Да» на любой из этих вопросов, добро пожаловать в мир бизнес-моделей!  

БИЗНЕС-ЗАГАДКА...
Принято считать, что успешной может быть та компания, которая предлагает своим клиентам качественную продукцию или услуги, имеет хорошо отлаженную систему управления, грамотный и мотивированный персонал, клиентоориентированную корпоративную культуру, современные производственные, коммерческие и ИТ-технологии и т.п.

Откуда же тогда берутся коммерчески успешные компании, у которых и товар как у всех, и директор без высшего образования, и с клиентами особо не церемонятся,  и о современных технологиях управления ничего не слышали, а из учетных систем только старые бухгалтерские счеты. 

Картина, конечно, несколько утрированная, но вспомните, как вы иногда смотрели на своих знакомых бизнесменов или конкурентов и недоумевали: - «Как они умудряются зарабатывать больше нас, проигрывая нам и по опыту, и по компетенциям, и по ресурсам и иногда даже возможностями. Наверное, им просто везет, как тому известному персонажу русской сказки».

Везение для бизнеса вещь важная, но многое объясняется еще и тем, какая бизнес-модель реализуется в компании.

Основа успешного бизнеса – это, прежде всего - его бизнес-модель. Чем она удачнее, тем меньше требований (до определенного момента) она предъявляет к системе управления предприятием, к квалификации персонала и пр.

ЧТО ТАКОЕ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ?
Бизнес-модель описывает, каким образом организация создаёт, поставляет клиентам и приобретает стоимость.

Удачными могут считаться бизнес-модели, которые способны приносить высокую прибыль на протяжении сколько-нибудь длительного периода времени (до нескольких лет). Именно высокая норма прибыли позволяет компаниям быть менее чувствительными к внутренней неэффективности.

Как сказал топ-менеджер одной из российских нефтяных компаний: - «…когда цена нефти переваливает за $80/ баррель, все разговоры в компании об эффективности заканчиваются…».

Тему бизнес-моделей вряд ли можно назвать новой. Когда в 1950 г. основатели Diners Club представили публике первую кредитную карту, это была очень успешная бизнес-модель. То же сделала фирма Xerox, когда в 1959 г. стала сдавать напрокат копировальные аппараты и ввела оплату по количеству снятых копий.

Сегодня появляется бесчисленное множество бизнес-моделей. Возникают совершенно новые отрасли, в то время как старые сходят на нет. Молодые выскочки теснят старую гвардию, но среди её бойцов есть те, кто не готов сдаться без боя и старается следовать новым веяниям.

Появился даже термин «инновационная бизнес-модель». Смысл инновационных бизнес-моделей в итоге сводится к созданию ценности – для компаний, потребителей и общества в целом. Суть процесса – замена устаревших моделей на современные. Компания Apple предложив рынку iPod и услуги онлайн-магазина iTunes.com, создала инновационную бизнес модель, благодаря которой стала лидером в сфере онлайн-музыки. Благодаря Skype и его инновационной бизнес-модели, мы имеем до неприличия дешёвую международную телефонную связь и бесплатные звонки между абонентами Skype. В настоящее время Skype занимает первое место в мире по объёму речевого трафика.

Но можно ли систематически изобретать, разрабатывать и внедрять столь мощные бизнес- модели? Как подходить к анализу, проверке и преобразованию старых отживших моделей? Удастся ли превратить провидческие озарения в конкретные действия, дабы изменить привычные подходы?

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ?

Практика показывает, что существуют различные схемы представления бизнес-моделей, но в общих чертах любая бизнес-модель выглядит так:


          Исходя из данной схемы, организацию любого бизнеса можно представить в виде бизнес-платформы, состоящей из двух основных сегментов: клиентского, который призван генерировать поток доходов, и сегмента, определяющего расходы, которые формируются исходя из ключевых видов деятельности.

Сегменты разбиты на девять структурных блоков, которые мы для начала просто перечислим: 




1)    Потребительские сегменты

Организация служит одному или нескольким сегментам клиентов.





  
 2)   Ценностные предложения

Направлены на решение проблем и удовлетворение потребностей клиентов.




        


       3)    Каналы сбыта
            
  Взаимодействие с потребительскими сегментами




   


    4) Взаимоотношения с клиентами


    Поддерживают отношения с клиентским сегментом.







          

           5)  Потоки поступления дохода
        
Результат потоков доходов зависит от стоимости успешного предложения клиентам.






      6)   Ключевые ресурсы

  Основные ресурсы, активы, необходимые для предложения.









  7)   Ключевые виды деятельности

   Ряд ключевых видов деятельности.







   8)  Ключевые партнеры

Некоторые мероприятия аутсорсинга и некоторые ресурсы, приобретенные за пределами предприятия.






   9) Структура издержек
            
  Структура затрат и стоимости.






В следующих частях, я подробно раскрою каждый из блоков, следите за обновлениями блога.


<1> Иллюстрации позаимствованы из книги: А. Остервальдер и Ив Пинье "Построение бизнес моделей", издательство Альпина Паблишер.

P.SИспытываете трудности в построении и анализе бизнес-модели вашего бизнеса, хотите задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, поделиться результатами выполнения заданий, обсудить пост с автором, пишите alexpokrov72@mail.ru

P.S.SЕсли Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег, друзей или клиентов, может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку на данный пост. Вы также можете рекомендовать этот пост в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку.


Комментариев нет: