пятница, 18 апреля 2014 г.

Строим бизнес-модель: структура издержек

  В сегодняшней заметке рассмотрим последний, девятый блок бизнес-модели:  "Структура издержек". 
Структура издержек - это расходы, связанные с функционированием бизнес-модели. Блок описывает наиболее существенные расходы, необходимые для работы в рамках конкретной бизнес-модели. Создание и воплощение ценностных предложений, поддержание взаимоотношений с клиентами, получение прибыли - все эти процессы связаны с какими-либо издержками. Расходы достаточно легко подсчитать, если вы точно определили ключевые ресурсы, ключевые виды деятельности и ключевых партнёров.
   Однако для некоторых бизнес-моделей издержки имеют намного большее значение, чем для других. Например, так называемые "народные" авиалинии намеренно строят свои бизнес-модели на основе низких издержек.


<1> Иллюстрации из книги А.Остервальдера и Ива Пинье: "Построение бизнес-моделей", издательство Альпина Паблишер.

   Минимизировать издержки следует в любой бизнес-модели. Однако для некоторых моделей снижение издержек имеет большее значение, чем для других <2>

 По структуре издержек имеет смысл разделить бизнес-модель на два класса: с преимущественным вниманием к издержкам и с преимущественным вниманием к ценности (большинство бизнес-моделей находятся где-то между этими двумя крайностями).

    Ориентация на издержки: Бизнес-модели, в которых большое внимание уделяется издержкам, предполагают формирование и поддержание минимальной структуры издержек, использование дешёвых ценностных предложений, максимальную автоматизацию в обслуживании клиентов и широкое привлечение сторонних ресурсов.
        
   По структуре издержки можно разделить на следующие категории:
  • Фиксированные издержки, то есть те, которые остаются неизменными вне зависимости от объёма товаров или услуг. К ним относятся заработная плата сотрудников, арендная плата и средства производства. Некоторые виды бизнеса, в частности производственные компании, отличаются большей долей фиксированных издержек.
  • Переменные издержки, то есть те, которые меняются в зависимости от объёма товаров или услуг. Для некоторых видов бизнеса, например организации музыкальных фестивалей, характерна большая доля переменных издержек.
  • Экономия на масштабе. Снижение издержек, происходящее в результате увеличения выпуска продукции. Более крупные компании,например,получают скидки на закупки в больших объёмах. Это и другие факторы снижают расходы компании в пересчёте на единицу продукции, в то время как её общий выпуск растёт.
  • Эффект диверсификации. Это преимущества компания получает в результате большего спектра операций. Например, крупное предприятие может использовать одни и те же виды маркетинговой деятельности или каналы сбыта для поддержки разнообразных продуктов.
  Ориентация на ценность: Некоторые компании при создании бизнес-моделей ориентируется не на расходы, а на ценностные преимущества. Как правило, такие бизнес-модели отличаются высококлассным ценностным предложением и высоким уровнем личного сервиса. В эту категорию попадают, к примеру, роскошные отели с высоким уровнем обслуживания.

<2> См. А.Остервальдер и Ив Пинье: "Построение бизнес-моделей", издательство Альпина Паблишер.

 Практическое задание: используя нижеприведённые вопросы проанализируйте структуру издержек вашей бизнес-модели.
  • Какие наиболее важные расходы предполагает наша бизнес-модель?
  • Какие из ключевых ресурсов наиболее дороги?
  • Какие ключевые виды деятельности требуют наибольших затрат?

Не забудьте поделиться результатами выполнения задания. Удачного вам бизнеса!


P.SИспытываете трудности в построении бизнес-модели, хотите задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, поделиться результатами выполнения заданий, обсудить заметку с автором, пишите  мне лично по адресу: alexpokrov72@mail.ruоставляйте комментарии в блоге или на моей страничке в контакте:  https://vk.com/alexsey_pokrovskiy

P.S.SЕсли Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег, друзей или клиентов, может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку на данную заметку. Вы также можете рекомендовать эту заметку в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку ниже.



Комментариев нет: