вторник, 6 мая 2014 г.

Мифы и рифы мотивации. Начало.

     
  Мотивация сотрудников одна из немногих тем, которая вызывает неподдельный интерес у владельцев бизнеса и руководителей любого ранга. 
 Большинство обращений ко мне, как к консультанту, начинается именно с запроса на разработку системы мотивации.  Большинство жалоб – это жалобы на немотивированных сотрудников, но как гласит старая управленческая мудрость: «Не бывает ленивых сотрудников, бывают плохо мотивированные».  Если ваша организация испытывает проблемы с мотивацией сотрудников, то это скорее всего свидетельствует о наличии более глубоких пороков бизнеса, таких как:
  • отсутствие формализованных бизнес – процессов. Работник вынужден систематически «изобретать велосипед» в попытках наилучшим образом исполнить распоряжение вышестоящего начальства.
  • отсутствие чёткого разграничения ответственности между подразделениями и отдельными сотрудниками. На поверку оказывается, что за этот участок работы вообще никто не отвечает и спросить, как водится, не с кого.
  • отсутствие чётких показателей оценки работы. Именно поэтому в организации царят полный хаос и анархия. 
  Гуру менеджмента качества, автор «японского экономического чуда» Эдвардс Деминг убедительно доказал, что с конкретными работниками связана лишь малая часть проблем бизнеса, а более 90% - с плохой системой. А это уже ответственность руководителей бизнеса, то есть Ваша ответственность. 
  Тема мотивации, как ни одна другая, окутана мифами, которые руководитель школы консультантов А.И. Пригожин, назвал вредными управленческими предрассудками.   Сегодня большинство компаний, руководителей и сотрудников живут в мире, где значение внешней мотивации чрезвычайно велико: считается, что для повышения эффективности и увеличения производительности, людей нужно вознаграждать за хорошее и наказывать за плохое.
  Но «внешние поощрения» могут работать, как следует, только когда речь идёт об алгоритмизированных задачах, решаемых сотрудником непосредственно на рабочем месте.
   Ещё одно стойкое управленческое заблуждение в том, что мотивируют исключительно деньги. В российских организациях буквально царит культ материального стимулирования, и все мотивационные средства сводятся к манипулированию зарплатой, премиями, бонусами и тарифами. Однако, организационная диагностика показывает, что, чаще всего, поощрения сводятся к выплате премии, а наказания к её лишению. 
   Видимо наши руководители ещё не до конца избавились от тяжёлого наследия развитого социализма.  Ведь «депремирование» – чисто советское изобретение, когда премия рассматривалась как прямое продолжение заработной платы и никаким поощрением не выглядела. Именно тогда появились «датские премии» неумолимо следующие к торжественным датам.
   Редко на каком предприятии я не встречаю премии по случаю 8 Марта, 23 Февраля, ко дню Нефтяника, Строителя,  Водителя…
 Действительно ли деньги являются главным мотиватором и побудительной силой экономического прогресса? Об этом читайте в одной из следующих заметок. 
  Вы можете подписаться на обновления блога, введя адрес электронной почты в соответствующем разделе и тогда вы точно не пропустите важную и полезную информацию.

  P.S. Испытываете трудности в разработке системы мотивации сотрудников, хотите задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, поделиться результатами выполнения заданий, обсудить заметку с автором, пишите  мне лично по адресу: alexpokrov72@mail.ru (письмо можно отправить прямо с этой страницы), оставляйте комментарии в блоге или на моей страничке в контакте:  https://vk.com/alexsey_pokrovskiy

      P.S.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег, друзей или клиентов, может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку на данную заметку. Вы также можете рекомендовать эту заметку в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку.

Комментариев нет: