четверг, 15 мая 2014 г.

Что же на самом деле нас мотивирует? Окончание.

 Если вы читали мою прошлую заметку, посвящённую мотивации персонала, то уже знакомы с феноменом внутренней мотивации, а так же типами внутренней мотивации, открытыми профессором В.И. Герчиковым.
Как же каждый из типов реагирует на одни и те же стимулы? Давайте разбираться. Только условимся, что под словом «реагирует» мы будем иметь в виду не эмоции и чувства, а результаты труда – их повышение или понижение. Из стимулов выберем денежные, моральные поощрения, взыскания и участие в управлении.
Начнём с денежных. Понятно, что «коммерческий» тип, реагирует на них сильнее, чем другие, поскольку деньги дня него являются базовым мотиватором.
А как на этот стимул реагирует «хозяйский» тип? Здесь деньги также играют весьма важную роль, ибо и сам руководитель заинтересован в заработке, и должен обеспечить возможность заработать своим подчинённым. Однако, у данного типа высокая самооценка, и кроме материального вознаграждения он ценит достижения коллектива, которым руководит.
«Профессиональному» типу деньги конечно тоже нужны, но для него не менее важны: ценность работы, качество его труда и достигнутые результаты.
И «патриотам» деньги весьма приятны, но прилива трудового энтузиазма не вызывают. Почему? Напомню, что у работников «патриотического» типа слабо развита достижительная мотивация. Ну, а в случае с «люмпенским» типом ответ на денежный стимул будет ещё более скромным, если вообще будет. На пропой души хватает, вот и ладушки.
Теперь возьмём поощрения. Для «коммерческого» типа они значимы лишь в денежном выражении. Моральные поощрения он воспримет настороженно: «не надо меня хвалить, лучше помогите материально».
Совсем иначе к моральным поощрениям относится «хозяйский» тип: для него любая положительная оценка, в особенности публичная, да ещё на виду у подчинённых – огромная ценность.
Примерно также обстоят дела и с «профессиональным» типом – признание его квалификации оказывает сильнейшее мотивационное воздействие.
Реальная трудовая отдача «патриотического» типа на похвалу будет весьма невелика, а «люмпенский» тип в ответ испытывает благодарность, да и только.
Гораздо труднее обстоит с взысканиями (выговоры,  вычеты и т.д.) Применение их к «коммерческому» типу – вызовет протест и разочарование, в особенности, если выговор сопровождается денежным вычетом или недоплатой.
На «хозяйский» тип взыскания действуют чаще всего отрицательно, вызывая упадок настроения и падение производительности труда. Другими словами, возникает демотивация.
Ещё более демотивирующее воздействие оказывают  любые виды наказания на «профессиональный» тип. После их применения у сотрудника такого типа, в буквальном смысле, опускаются руки.
Сходным образом реагируют на наказания работники «патриотического» типа, хотя и не так остро как предыдущие, поскольку чувство приверженности несколько притупляет досаду.
Ну, а что же «люмпенский» тип? Многолетние исследования В.И. Герчикова показали, что это единственный тип внутренней мотивации, склонный реагировать положительно на различные штрафы и депремирование.
Ну, и наконец, участие в управлении. Если нет прямой связи с заработком, то реакция представителя «коммерческого» типа внутренней мотивации – равнодушие.
«Хозяйский» тип охотно вовлекается в процесс принятия управленческих решений, которые затем выполняет с гораздо большей энергией, чем обычно. То же самое можно сказать о «профессиональном» типе. А вот к «люмпенскому» типу применять подобный стимул абсолютно бессмысленно.

Для простоты восприятия и удобства ив использовании сведём вышесказанное в таблицу:

Соотношение типов внутренней мотивации и стимулов
по В.И. Герчикову 


Типы
внутренней
мотивации
Способы стимулирования
оплата
труда
поощрения
взыскания
участие в
управлении
Коммерческий
+++
0 +
0 -
+
Хозяйский
++
++
+--
+++
Профессиональный
++
+++
---
++
Патриотический
+
+
---
+
Люмпенский
0
0
+
0

   Что мы видим? На одни и те же стимулы люди с разными типами внутренней мотивации реагируют неодинаково. Предлагаю вам прикинуть, какие типы внутренней мотивации, и в каком соотношении присутствуют  в  вашей организации?  Думаю, не ошибусь, если предположу, что «коммерческий» тип преобладает. Хорошо, если «профессиональный» тип составляет у вас хотя бы 30-40%.  А «патриотический»? Это довольно инертный слой, зато самый лояльный. А вот «хозяйского» типа у вас в организации много быть не может в принципе, так как это самый дефицитный тип в любом обществе и в любой организации. Вам очень повезло, если наберётся 10%. Кстати, не спешите избавляться от «люмпенов». Всегда найдётся дело для простейшего исполнения. 
        Конечно, в "химически" чистом виде любой из пяти типов проявляется редко, да и сами эти типы внутренней мотивации далеко не постоянны и могут проявляться в зависимости от определённых жизненных обстоятельств. Всё это верно. И не случайно все эти типы определяются по преобладанию перечисленных склонностей и применительно к конкретным условиям. Безусловно, бывает и смешанный тип - сочетание двух-трёх.
        

    
  Практическое задание: Определите какие мотивационные типы присутствуют в вашей организации. Какие стимулы вы к ним применяете? Соответствуют ли они внутренним потребностям ваших сотрудников? Если нет, что бы вы хотели изменить в системе мотивации? Не забудьте написать мне о результатах выполнения задания.




   Нет времени отслеживать обновления? Боитесь пропустить важную и полезную информацию? Не отчаивайтесь. Выход есть! Подпишитесь на обновления и вы точно не упустите ничего важного. Как это сделать? Просто введите ваш адрес электронной почты в раздел: "Подпишитесь на обновления блога" и нажмите на кнопку "Submit"

      P.S. Испытываете трудности в разработке эффективной системы мотивации, хотите задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, поделиться результатами выполнения заданий, обсудить заметку с автором, пишите мне лично по адресу: alexpokrov72@mail.ru (письмо можно отправить прямо с этой страницы) или оставляйте комментарии в блоге.

    P.S.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег, друзей или клиентов, может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку на данную заметку. Вы также можете рекомендовать эту заметку в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку.

Комментариев нет: